EDI и e-invoicing для юристов. Систему хронометража рабочего времени можно найти сегодня практически в любой аудиторской или юридической компании, фигурирующей в отраслевом списке ТОП-50. Средние консалтинговые фирмы тоже нередко “дописывают” ее под свои нужды на базе 1С, а занятых столь важной для фирмы работой программистов иногда можно увидеть даже в списке ее учредителей. Наблюдать за всем этим бывает занимательно и даже, порою, забавно. Но вот тому ли учит нас опыт развитых стран?
Система, при помощи которой ведется учет и составляются отчеты о затратах рабочего времени, является ключевой для любой, — мало-мальски солидной, — фирмы, занятой консалтингом. Что обусловлено принятым в данной отрасли способе тарификации оказанных заказчикам услуг, например, юридических.
Все знают о том, что крупному ритейлеру сложно обойтись без EDI. Но точно так же сложно вести масштабный консалтинговый бизнес без приспособленной под его специфические нужды ИС. Поэтому можно сказать, что система e-billing значима для юристов. Но не только в переносном, но и самом что ни на есть прямом смысле. Ведь каждая из консалтинговых компаний хочет использовать ее не только в рамках ведения внутреннего, управленческого учета. Но и для того, чтобы сразу генерировать счета, пригодные к тому, чтобы выставить их клиентам. Оформленные так, что их гарантированно примут и отдадут на оплату.
Как же добиться того, чтобы электронный документ был, как принято говорить у нас, юридически значимым? В 1995 г. этой проблемой отрасли озадачилась компания PriceWaterhouse(Coopers). Начавшая объединять вокруг данной темы ведущие компании, занимавшиеся электронным биллингом для юристов, ИТ-решениями для кейс-менеджмента и т.д. В результате чего возник стандарт LEDES (Legal Electronic Data Exchange Standard), само название которого, кажется, намекает нам о его родстве с технологией EDI. И действительно, начав с относительно простой темы e-billing, “лидс” превратился в признанный отраслевой стандарт в т.ч. и для e-invoicing.
Первые плоды деятельности по стандартизации появились в 1998 г. Например, LEDES 1998b представлял собой ни что иное, как набор правил для создания текстовых файлов. Его недостатком можно назвать то, что даже незначительное изменение данных электронного счета влечет за собой многочисленную правку в разных местах файла. Тем не менее, LEDES 1998b (и его последующие, более поздние модификации) широко используется и сегодня, в силу его простоты, а также того обстоятельства, что многие юридические компании успели к нему привыкнуть.
Первым XML-стандартом стал LEDES 2000, породивший впоследствии стандарты XML E-Billing разных версий, а также LEDES Budget Standard, прописывающий порядок обмена данными, касающихся бюджетирования. В том же 2000-м году организационный комитет по разработке LEDES оформился в штате Калифорния в качестве некоммерческой организации (non-profit mutual benefit corporation). Что, впрочем, не помешало последующему использованию бренда LEDES и во вполне коммерческих целях. Примером чему может служить продажа компании с “говорящим” названием LEDESense, состоявшаяся в 2011 г.
Одним из последних появился Timekeeper Attribute Standard, в котором многие юридические компании посылают “хронометраж” расхода рабочего времени сотрудников своим клиентам в формате XML.
Понятно, что для развития экосистемы вокруг стандартов LEDES нужны мастер-данные. Что, в частности, восполняется тесно связанной в своем практическом применении с “лидс” Uniform Task-Based Management System (UTBMS), представляющей собой набор кодов для классификации по видам деятельности.
В создании UTBMS поучаствовали многие, в том числе — ассоциации американских юристов. Список таких кодов распространяется на безвозмездной основе. И построен вокруг понятной идеи: для того, чтобы “перевести” время в деньги, следует, вообще говоря, понимать, на что именно оно было потрачено. В чем и могут помочь технологии мастер-данных. К примеру, код L120 расскажет о том, сколько часов ушло у консультантов на стратегический анализ. А под кодом L150 будут собраны часы, потраченные на бюджетирование.
Ссылки на другие, полезные практикам документы собраны в статье E-invoicing Platform, а также на сайте самой ledes.org. Несмотря на всю очевидную разницу между российским учетом и всеми прочими, понятно, что начинать подобную работу в России разумнее всего с изучения международного опыта. На отсутствие чего часто сетуют, когда критикуют стандарты обмена электронными документами, разработанные ФНС. Причем, естественно, так, чтобы, прежде всего, было удобно ей самой. Хронически забывая при этом спросить себя про то, откуда, из какого другого источника им было взяться?
Создание отраслевых стандартов «лидс» для e-invoicing началось почти двадцать лет назад при заинтересованном участии крупнейших консалтинговых компаний. Причем первые три из них ушли на то, чтобы предложить рынку первый такой стандарт LEDES (который сегодня уже не используется, поскольку был признан не вполне удачным). Российский же электронный обмен данными пока находится на стадии всевозможных отраслевых “первопроходцев” и “самописцев”. К которым идея о том, что надо бы еще что-то с кем-то согласовать, приходит в числе последних. Нечто похожее на отраслевое саморегулирование можно пока обнаружить лишь в отдельных случаях, вроде координации со стороны ECR работы провайдеров, обслуживающих отрасль ритейла.
Поэтому, критикуя чью-то работу, давайте, заодно, будем честны и сами с собой. Ведь речи о том, что кто-то еще, помимо ФНС, успеет к нужному сроку разработать стандарты общего применения, наверное, пока не идет.