Школьный стандарт информационного взаимодействия

Качество обучения в российских школах, методики преподавания являются предметом горячего обсуждения и озабоченности как граждан, так и педагогов. Под управлением Министерства образования и науки РФ находится более 50 тысяч школ, в которых обучается более 13 миллионов учеников. Современные технологии электронного обмена данными не могут не затронуть такой огромный сегмент общества.

Школьный стандарт информационного взаимодействия — предпосылки создания

В настоящий момент в школах России активно используются IT-системы для информационной поддержки и  управления образовательным процессом. Школьные информационные системы решают задачи планирования, учета,  обмена информацией между родителями, учителями, учениками и администрацией учебного заведения об успеваемости ребенка, занятиях, темах уроков и т.д. Существенным недостатком, не позволяющим ощутить реальные преимущества информатизации и снизить бюрократическую нагрузку на школы, является тот факт,  что сейчас существуют и активно используются несколько десятков разнотипных изолированных информационных систем.

В то же время, как в рамках перехода на электронный документооборот, так и в рамках общефедеральных проектов по сопровождению одаренной молодежи, активно встает вопрос мониторинга, отчетности, обмена электронными данными об образовательном и околообразовательных процессах между учебными заведениями, правительственными учреждениями, фондами и другими организациями. Перечисленные задачи возможно и необходимо реализовывать, используя уже существующие в образовательных учреждениях информационные системы, посредством разработки и внедрения общих стандартов информационного обмена и хранения данных.

Стандарт SIF

Многие государства ощутили необходимость в построении унифицированного стандарта по обмену образовательными данными еще несколько лет назад. Так, например, англоязычные страны активно используют стандарт  SIF (Schools Interoperability Framework), который поддерживается всеми используемыми школьными и университетскими  информационными системами и позволяет организовывать обмен между образовательными учреждениями (например, при переходе учащегося из одной школы в другую), обмен со сторонними организациями (например, библиотеки, центры дополнительного образования, лагеря и пункты питания), а  так же обмен с региональными и федеральными органами управления образования для сбора статистики, выявления одаренных детей, автоматизации отчетности и аналитики.

Это открытый стандарт, который одновременно описывает и протокол взаимодействия и формат данных, при этом стандартизируются данные как об участниках образовательного процесса, так и сами образовательные процессы. Его имплементация носит различный характер в зависимости от страны. В США, например, использование этого стандарта принимается на уровне штатов и носит характер P2P (каждый к каждому), то есть соединение между каждым участником устанавливается индивидуально, в то же время в Австралии применение стандарта принято на государственном уровне и существуют независимые операторы, которые являются хабами обмена, то есть образовательному учреждению достаточно один раз подключиться к оператору, чтобы иметь возможность обмениваться информацией со всеми участниками образовательного процесса и органами управления образованием. Проведем в этом месте прямую аналогию с EDI-операторами и их стандартами обмена данными, разработанными для различных отраслей. И вспомним про проблему межоператорского роуминга, которую вот уже на протяжении многих лет пытаются решить в ритейле, а сейчас и в других отраслях, применительно к обмену электронными счетами фактурами.

Применение стандарта в России

С учетом специфики Российского образования и законодательства было бы целесообразно создать рабочую группу при поддержке МОН РФ и  адаптировать существующие стандарты обмена данными к Российским реалиям. К участию в рабочей группе могут быть приглашены ведущие разработчики школьных информационных систем. Результатом деятельности рабочей группы должен стать отечественный  «Школьный стандарт информационного взаимодействия».

Принятие Школьного стандарта информационного взаимодействия в России на федеральном уровне подтолкнет разработчиков к необходимости совершенствовать свои системы в сторону совместимости с другими приложениями. Это позволит минимизировать бюрократическую нагрузку на школы, автоматизировать документооборот между школами и администрацией, получать данные об одаренной молодежи в автоматическом режиме, снизить риски потерь данных, повысить качество данных в школьных информационных системах, устранить зависимость школ от конкретного разработчика информационной системы и решить множество других задач.

 


АЛЕКСЕЙ ТИХОНОВ

 

 

Top