Почему поставщики недовольны EDI — провайдерами?

Современные цепи поставок должны обеспечивать эффективное товародвижение в целом,  а не обогощать отдельных участников и, в частности, EDI — провайдеров. В том, что этот красивый и правильный тезис пока не нашел особого применения в реальной жизни, можно убедиться, почитав о том, что больше всего волнует поставщиков сетевых ритейлеров на форумах в интернет.

Если американская компания поставляет товар в сеть Target, то ей придется начать работать и с Ariba как с EDI-провадером. Сделать это легко, задержек и проблем с подключением не возникнет. Однако сумма счета провайдеру будет расти прямо пропорционально тем суммам, которые фигурируют в сообщениях.

Этот пример привел Кейт Витасек  (Kate Vitasek) в своей статье, основой для которой послужили общеизвестные факты и популярные темы, обсуждаемые американскими сетевыми поставщиками на форумах в интернет. Ситуацию, когда провайдер, — не прилагая дополнительных усилий, — увеличивает причитающуюся ему сумму за счет чужого успеха, автор назвал «activity trap». Чем активнее, интенсивнее и крупнее поставки – тем сильнее провайдер “наказывает” такого поставщика.

Сеть же, в свою очередь, пассивно созерцает происходящее. Хотя бы уже по той причине, что платит не она, а тот кто вынужден обратиться к тому или иному EDI-провайдеру, чтобы получить возможность поставлять ей свой товар.

В новостной группе, посвященной EDI, почти 5 тыс. участников

форумы

Источник: groups.yahoo.com     

Ритейлер Target стал в прошлом году наглядным примером того, что у торговой сети можно заполучить, в принципе, любые данные. В том числе и те, которые касаются денежных транзакций по пластиковым картам. Оценки аналитиков числа владельцев платежных карт, прямо или косвенно затронутых действиями хакеров против Target, доходили до фантастической цифры в 100 млн. чел. В этом году вновь зафиксированы аналогичные случаи попыток взлома, направленные против торговых сетей.

Тарификация стоимости передачи EDI-сообщений как процент от суммы, в них фигурирующей, в США достаточно широко распространена. Вместе с тем, понятно, что данные финансовых сообщений, до которых так жаждут добраться хакеры, защищают гораздо более тщательно. Отсутствие же громких скандалов по поводу “взлома” системы защиты EDI-провайдера, снабжающего ритейлера электронными сведениями о заказах и отгрузках, можно, пожалуй, объяснить не тем, что они защищены лучше, а тем, что всевозможных злоумышленников они интересуют гораздо слабее.

Как бы там ни было, вникать в то, какая именно сумма стоит в EDI-сообщении поставщика и считать от нее процент, наверняка, выгоднее, чем брать с него фиксированную оплату. Но и в чем-то опаснее, поскольку провайдер косвенно берет тем самым на себя некие повышенные обязательства по поводу ИБ и прочего. Иначе для чего он получил 50 долл. за “дорогой” инвойс, который другой провайдер передал бы всего за пару долларов, не вникая в то, какая именно сумма в нем фигурирует?

Впрочем, тарификация “в процентах” – это отнюдь не все, что придумали EDI-провайдеры в США для того, чтобы поднять себе маржу.

Ритейлер West Marine занимается — скажем так — всем, что может плавать или находится поблизости от воды. Например, он продает запчасти для лодок, рыболовные принадлежности и т.п. В Северной Америке счет числа магазинов West Marine идет на сотни. Компания SPS Commerce выступает в качестве провайдера для поставщиков этого ритейлера.

На сайте SPS Commerce можно найти список сервисов этого провайдера. В их число, например, входит Barcode Label Services: помощь в оформлении штрих-кода на упаковочных этикетках, подарочных сертификатах, бандлах и возвратах в соответствии с требованиями стандарта EDI 001 UCC-128, которого придерживаются в West Marine.

Однако EDI-сообщество взволновано сейчас другим сервисом, — EDI Testing, — при помощи которого можно проверить стороннего провайдера на то, что его сервисы соответствуют требованиям West Marine. Проверка одного типа электронного документа обойдется в 500 долл. Всего таких, разного типа документов нужно как минимум 4, то есть  SPS Commerce причитается как минимум по 2 тыс. долл. с каждого, кто не захочет отказаться от своего провайдера и перейти на сервисы SPS Commerce. EDI для того, чтобы иметь возможность делать поставки в West Marine, обязателен. Те, кто не захочет играть по правилам и платить SPS Commerce, поставки делать не смогут.

Другой ритейлер JCPenney (JCP) имеет в США более 1 тыс. магазинов. EDI он начал практиковать примерно 10 лет назад. У этой торговой сети нету избранных операторов, которым всем поставщикам так или иначе, но придется обязательно заплатить. В принципе, для JCP подойдет любой провайдер популярного в Америке VAN EDI. Однако JCP, — как и многие другие ритейлеры США, — тоже не даст своим поставщикам насладиться плодами демократии. Повода в очередной раз с гордостью вспомнить о том, что они живут в свободной стране у них не будет, поскольку сообщений в JCP придется отправлять много и самых разных, причем, не всегда по своей собственной воле.

К примеру, после внедрения в JCP системы TMS понадобился дополнительный обмен парой «транспортных» документов EDI 753/754, описывающих логистическую упаковку товара (число коробок, их размеры, вес). Безусловно, качество поставок, с точки зрения ритейлера, повышается, ему это выгодно и удобно. В то же время, за эти сообщения поставщику придется самостоятельно доплатить EDI-провайдеру. Информацию для них нужно вовремя собрать, что, вообще говоря, требует дополнительных расходов на автоматизацию. В противном случае, поставщику придется платить ритейлеру штрафы.

 

Top