Современные технологии меняют сознание, и вслед за ним, форматы привычной нам торговли. Одна из версий — самым успешным продавцом будущего может стать сегодняшний логистический оператор, дополнив свою инфраструктуру новыми информационными платформами и переместив покупателей в виртуальную реальность.
Посмотрим на цепочку продажи и доставки товаров от производителя к покупателю. Отметим, что речь пойдет, в первую очередь, о товарах длительного использования со стоимостью, скажем, от 3 тысяч рублей, — бытовой технике, гаджетах, мебели, строительных материалах, одежде, детских товарах, бытовой химии и расходных материалах, продуктах длительного срока хранения и т.п.
Несколько десятков лет назад доступ к товару и информации о нем был возможен только в физическом магазине, расположенном в некоторой близости от потенциального покупателя. И продать товар по другому было практически невозможно.
Информационные технологии шагнули далеко вперед и буквально на наших глазах меняют окружающий мир.
Представим себе такую модель:
- производитель формирует полный каталог своей продукции с исчерпывающим набором потребительских характеристик, наглядно оформляет его и публикует в сети интернет.
- интернет-сервис позволяет легко найти и заказать товар по произвольному набору признаков. Этим сервисом могут воспользоваться торговые сети, отдельные магазины, киоски, конечные физические покупатели, интернет-магазины. Производителю в той или иной степени интересны все виды покупателей. При этом очевидно, что максимальный интерес направлен в сторону конечного розничного покупателя. И подобный он-лайн сервис все больше заменяет физический магазин, так как выбрать товар можно не выходя из дома, не вставая с дивана, сидя за компьютером или смартфоном.
- заказав товар, начинается самый сложный и длительный процесс его доставки и выдачи покупателю. И здесь в цепочку включается логистический оператор. Сегодня логистический оператор выполняет сложнейшую и, пожалуй, самую важную задачу в цепочке. Он берет на себя ответственность за упаковку, погрузку, транспортировку, доставку до склада или до адреса получателя в назначенное время, материальную ответственность за груз, его страховку, проверку личности покупателя и выдачу заказа.
Заменить логистического оператора виртуальной реальностью в обозримом будущем не представляется возможным.
Сегодня в вышеописанной модели присутствует несколько узких мест:
- сервисы для формирования производителями качественного каталога товаров и его предоставления другим сервисам в сети интернет. Существующие каталоги (MDM, PIM), к сожалению, все больше ориентированы на формализованный состав данных о товарах, упуская вопросы простоты интеграции, наполнения данными и последующей передачи информации.
- интернет-платформы для приема и обработки информации о товарах, агрегирования, систематизации и публикации на площадках электронной торговли, последующего приема и обработки заказов, их декомпозиции и доставки заказов производителям, приема от них информации о сроках отгрузки/доставки. Это существенно больше, чем нынешний EDI и электронные счета-фактуры. И нынешним операторам EDI, ЭДО, ОЭД, ДОЭД есть над чем поработать.
- платформы для оптимизации «последней мили» в доставке товаров. Поясним, что имеется ввиду. Сегодня в последней миле используются пешеходные курьеры, курьеры с разными видами автомобилей, собственный грузовой транспорт логистического оператора, пункты выдачи заказов. Для управления каждым из этих каналов в последней миле требуется своя автоматизация. К примеру, автомобилистам был бы удобен сервис наподобие программ диспетчеризации заказов такси. Когда водитель может зарегистрироваться на сервисе, авторизоваться, увидеть список заказов в привязке к его текущему местонахождению, принять и выполнить удобный ему заказ. Для пунктов выдачи заказов, — также было бы удобно иметь автоматизированный механизм формирования сети пунктов выдачи, когда любой владелец подходящих площадей может зарегистрироваться на сайте и предложить свои услуги как пункт выдачи. Можно с высокой уверенностью предположить, что многие не сетевые магазины могли бы предоставлять часть своих площадей для выдачи заказов покупателям или установки специальных ячеек для самостоятельного получения покупателями заказов по введенному коду.
А теперь представим себе, что современный логистический оператор (скажем, «Деловые Линии»), обзавелся тремя вышеуказанными платформами… Производителям предоставил платформу для наполнения данными о своих товарах и приема ими заказов, подключился к магазинам электронной торговли и создал свой B2B и B2C интернет-магазин, обеспечил максимальную эффективность последней мили. Это уже не логистический оператор, — совершенно справедливо скажете Вы. Это информационный монстр электронной торговли. По сути ему не нужно будет иметь ничего своего, кроме юристов и информационных систем. При этом появится возможность обеспечивать ничем не ограниченный товарооборот.
Кажется фантастикой. Но так же казалась фантастикой 10 лет назад возможность, кликнув по смартфону, заказать такси и через 5 минут сесть в машину, заказать и в течение нескольких дней получить с другого конца света новейший телевизор, не выходя из дома отправить посылку с грузом в любую точку страны или мира…
Таким образом, очень перспективной задачей представляется автоматизация работы именно логистических операторов:
- это самое необходимое звено в цепочке поставок
- обеспечивают минимальную себестоимость доставки и хранения грузов
- имеют готовую современную инфраструктуру, современные высоко автоматизированные распределительные центры, системы упаковки и хранения, обеспечивая очень высокий уровень достоверности информации о местонахождении и остатках товаров
- наиболее активно решают вопросы последней мили
- способны правильно определить сроки доставки
- логистические операторы взаимодействуют со страховыми компаниями и переводят это взаимодействие в электронный вид (EDI, ЭСФ)
- у логистических операторов активно формируется система электронного документооборота (ЭДО, EDI), биллинга и подключение к системам электронных платежей
Вполне вероятно, что торговые сети в России также будут смещать акценты в сторону логистики и пунктов выдачи товаров. Это касается и привычных торговых сетей, и интернет-магазинов. Крупнейшие из них (возьмем, к примеру, сеть DIY «220 вольт», «Юлмарт») активно формируют свою современную сеть распределительных центов, автопарк, также уделяют большое внимание автоматизации их работы. Обычные торговые сети (IKEA, Leroy Merlin…) открывают интернет-магазины для формирования заказов и организации их доставки. Их подталкивают к этому такие успешные интернет-проекты, как «Юлмарт», «TechPort», «Ozon», «220 Вольт» и многие другие. При такой направленности в торговых залах Метро, Ленты, О’Кей розничных покупателей может действительно стать существенно меньше, а вот пунктов выдачи заказов — существенно больше. Похожую картину мы отчетливо наблюдаем в DIY-сегменте и товарах для дома. Там система электронных заказов и доставки работает вполне успешно уже на протяжении нескольких лет. А магазин превратится в этакий выставочный зал, куда можно иногда прийти прогуляться и потрогать товар, ну и попутно купить что-то очень понравившееся, чтобы время не пропало зря. Но это дело будущего. Да и Россия — страна огромная. А пока с авоськой…
Алексей Тихонов