Задача сократить бюрократические процедуры, упростить документооборот, формы отчетности перед государственными институтами понятна и желанна для многих. Очевидно, что ясность и прозрачность, простота и быстрота оформления сделок, товарных операций помогают бизнесу и мешают коррупции.
Одним из элементов решения этой задачи должен был стать универсальный передаточный документ (УПД). Внедрение УПД идет в России на протяжении последних нескольких лет. И мы как никогда близки к его запуску в промышленную эксплуатацию. M-EDI-A провел опрос ведущих игроков рынка электронного документооборота, операторов EDI, ОЭД и ДОЭД и с удовольствием знакомит своих читателей с его итогами.
В опросе приняли участие компании E-COM (EXITE™), КОРУС Консалтинг СНГ (платформы СФЕРА и Comarch EDI), СКБ Контур (платформа Диадок), Synedocs, Калуга-Астрал и Edisoft. Интересно, что мнения экспертов по всем основным вопросам, связанным с УПД, практически совпали друг с другом.
Мы обсуждали три основных вопроса:
1) На каком этапе находится разработка и внедрение УПД, когда можно ждать запуск УПД в промышленную эксплуатацию?
«Сейчас мы находимся на этапе тестирования, — сообщает руководитель по маркетингу и PR компании E-COM Алексей Могильник. — В тесте участвует 17 поставщиков. Тест идет на платформе Evolution 3.0. Параллельно настраиваем модуль интеграции 1С:8. Сформировать/отправить первый УПД планируем интегрировано из учетной системы(УС) уже на следующей неделе. К концу октября запланирован перевод в продуктивный режим (пилотирование) — получение заказов и формирование УПД вместо ЭСФ. Старт промышленной эксплуатации планируется на средину ноября 2016 г.. Полный переход на обмен УПД должен быть завершен согласно законодательству и требованиям торговых сетей. По факту с 1 июля 2017 года ЭСФ некоторые сети принимать уже не будут, так что времени остается немного».
«Процесс внедрения запущен у ряда клиентов. Самые активные перешли на этап опытно-промышленной эксплуатации (например, Х5 RG), — сообщает руководитель отдела маркетинга КОРУС Консалтинг СНГ Татьяна Атанасова, — универсальный передаточный документ реализован на платформе юридически значимого документооборота СФЕРА Курьер. С рядом клиентов завершена разработка процесса формирования юридически значимого УПД на основании EDI-сообщения. Срок запуска промышленной эксплуатации зависит от готовности клиентов к обмену юридически значимым Универсальным передаточным документом».
«Пользователи работают в наших системах разными способами: через веб-версию, модуль для 1С, интеграционные решения и коннекторы. Нам нужно сделать так, чтобы новый документ — УПД корректно работал при каждом из них. Для API – средств программного интерфейса, с помощью которых наши системы интегрируются с ПО пользователей, формат уже готов. Для веб-версии, 1С-модуля, коннектора и роуминга – еще в работе. Планируется запустить его до конца 2016 года», — полагает Татьяна Осадчук, руководитель проектного офиса Контур.Ритейл компании СКБ Контур.
«В компании Калуга Астрал в «1С» УПД уже реализован, теперь будет реализация в Астрал-отчёт 5.0. Разработка в активной фазе. К январю будет запущен в промышленную эксплуатацию в Астрал-отчет 5.0», — сообщает менеджер проектов Антон Паршевский.
Важно, что все ведущие игроки рынка внедряют данный документ не только как еще одну web-форму к своей платформе, а как полноценное интеграционное решение, поддерживающее обмен электронными документами непосредственно из учетной системы клиентов.
Этот вывод хорошо подтверждается мнением Ивана Агапова, руководителя направления в компании Synerdocs, и Павла Овчинникова, руководителя проектов продвижения компании Synerdocs: «Да, в данный момент пользователи веб-клиента нашего сервиса имеют возможность работать с УПД и УКД. Тем не менее, далеко не все абоненты освоили эту функциональность, обмен этими документами пока ведется в единичных случаях. Это довольно специфический процесс. В ближайших наших планах добавить поддержку УПД и УКД в наши интеграционные решения, чтобы пользователи 1С и SAP могли работать с этими документами в привычных учетных системах».
Более того, сам УПД может быть сформирован в большей своей части автоматически из широко используемых EDI-документов типа «Заказ» или «Уведомление об отгрузке».
2) Какие основные трудности, особенности разработки и внедрения УПД?
Здесь самый большой объем работы видится на стороне клиентов в части модификации их учетных систем, интеграционных решений и внутренних бизнес-процессов. Внедрение новых типов документов — технологически сложные и по этой причине не быстрые и достаточно дорогие задачи.
«Реализация обработки xml-файла Универсального передаточного документа в отличающейся от ЭСФ и ТОРГ-12 структуре на стороне информационных систем клиентов вызывает наибольшие сложности, — отмечает Татьяна Атанасова. — При внедрении УПД потребуются изменения процессов обработки xml-файла нового типа документа, отличающегося от xml-файлов ЭСФ и ТОРГ-12. Возможны также изменения внутренних бизнес-процессов в организации клиента (цепочка согласования, подписания, формирования документа)».
«Трудности могут возникнуть в путанице возможных вариантов выставления такого универсального документа: корректировки, исправления, например. Вариантов сейчас довольно много, так как форматов много для использования. Возможна также некоторая путаница в роуминге: у кого-то эти документы есть, у кого-то еще нет. Встречаются даже просто непонятные моменты в самом приказе ФНС, утверждающем формат УПД. Наши специалисты выявили неточности, например, и мы написали письмо по этому поводу в ФНС РФ. Ждем ответа», — поясняет Иван Агапов.
Мы хотим обратить внимание читателей на еще одни важный момент, а именно на смещение акцентов при внедрении новых типов документов с трафика передачи одного или нескольких документов на поддержку внутренних бизнес-процессов закупки/поставки товаров и взаиморасчетов на стороне клиентов. Это означает в недалеком будущем изменение модели бизнеса операторов с передачи структурированных документов на аутсорсинг управления цепочками поставок и взаиморасчетов. Трафик дешевеет и, по всей видимости, продолжит дешеветь. Востребованными становятся новые более сложные и бизнес-ориентированные сервисы.
3) УПД заменяет два документа — счет-фактуру и накладную. Будет ли он тарифицироваться по двойной цене?
«Торговые сети, действительно, будут использовать два типа УПД: 1. с функцией СЧФДОП — формируют плательщики НДС (вместо ЭСФ и печатной Торг12) 2. с функцией ДОП — формируют неплательщики НДС. — поясняет Алексей Могильник, — В печатном виде поставщики алкогольной продукции должны предоставить ТТН, поставщики неалкогольной продукции — ТН. Но, скорее всего, двойной тарификации не будет, так как УПД с функцией СЧФДОП содержит в себе информацию о ЭСФ и Торг 12, информационно/визуально разделенную на два блока».
«Мы точно не будем тарифицировать УПД, как два документа, — полагает Иван Агапов, — но вероятность появления на него особой цены есть. Все зависит от того, как новый документ будет освоен рынком, пользователями и другими операторами. И если практика покажет необходимость как-то по-особому тарифицировать УПД, то, разумеется, мы будем на это реагировать».
Татьяна Осадчук: «Сейчас непонятно, насколько масштабно бизнес будет использовать новый формат именно как УПД – с функциями счета-фактуры и накладной. Поэтому пока он будет считаться как один документ. Позже, когда накопится практика и статистика, возможно тарификацию нужно будет пересмотреть. Но пока об этом рано говорить».
Антон Паршевский: «У УПД предусмотрено 3 функции: ЭСФ; первичный документ; ЭСФ + Первичный документ. В связи с этим, мы считаем, что тарифицировать УПД нужно как ЭСФ. Но, более точно будет ясно после реализации решения на клиентской части, когда выпустим тарифную сетку».
Таким образом, клиенты могут вздохнуть с облегчением, — повышение тарифов в связи с внедрением УПД пока не планируется.
Что по мнению редакции M-EDI-A могло бы ускорить и помочь внедрению УПД на основании сведений, полученных из проведенного опроса:
- Депозитарий спецификаций форм УПД, реализуемых операторами, был бы полезен для экономии затрат на разработку интеграционных модулей. Обобщение опыта пилотных проектов, проводимых разными операторами с разными группами клиентов, позволит выявить и сформулировать наиболее полные требования к составу данных, необходимых клиентам для обработки УПД.
- Пожалуй, единые требования к роуминговому обмену и к API операторов в части приема-передачи УПД хорошо бы формулировать уже сейчас, когда внедрение только входит в промышленную фазу. Это ускорило бы расширение роумингового обмена в том числе и на УПД с первых шагов его внедрения.
- Было бы полезным иметь площадку, на которой операторы могли бы оперативно обсуждать основные бизнес-модели, work flow клиентов, связанные с внедрением УПД. Практические кейсы клиентов позволили бы ускорить тиражирование наиболее красивых и удобных сценариев перехода на УПД. Ведь УПД – новый документ для большинства участников рынка, и опыт наиболее технологичных и передовых компаний был бы очень хорошим подспорьем всем остальным.
Информационное агентство M-EDI-A выражает благодарность компаниям и их специалистам, принявшим непосредственное участие в подготовке данного материала.
В опросе принимали участие:
- Компания: Е-СОМ. Руководитель по маркетингу и PR компании E-COM (EXITE™) Алексей Могильник.
- Компания: КОРУС Консалтинг СНГ. Руководитель отдела маркетинга Татьяна Атанасова. Тел.:+7 925 681-62-55
- Компания Synerdoc. Иван Агапов, руководителя направления в компании Synerdocs, и Павел Овчинников, руководителя проектов продвижения компании Synerdocs.
- Компания: СКБ Контур. Руководитель проектного офиса Контур.Ритейл компании СКБ Контур Татьяна Осадчук. Руководитель группы по связям с общественностью Ольга Костарева.
- Компания: Калуга Астрал (ЗАО “Калуга Астрал”). Менеджер проектов Антон Паршевский,
- Компания Edisoft. Менеджер по маркетингу Даниил Чурилов.