Подготовка специалистов будущего начинается в школе

Школа — это именно то место, где начинается подготовка специалистов будущего для IT-отрасли. Ознакомившись с планами Oracle по развитию облачных технологий, предлагаем вернуться на землю и посмотреть, откуда берет свое начало дорога в облака.

Семнадцать лет назад, когда Сафра Кац (Safra Catz) пришла в Oracle, основатель и тогдашний CEO Ларри Эллисон (Larry Ellison), попросил ее найти возможность построить на территории, принадлежащей Oracle, старшую школу. Школу, где, по его словам, ученики могли бы «учиться думать.», а Oracle готовить для себя специалистов будущего  IT-отрасли.

Довольно необычная идея, но, вместе с тем, Oracle – не обычная компания. На этой неделе в интервью каналу CNB Сафра Кац, нынешний руководитель Oracle, сообщила, что компания построит общественную старшую школу для подготовки будущих специалистов, обучение в которой будет иметь научную и технологическую направленность.

Школа дизайна и технологий (Design Tech High School, сокращенно – d.tech) будет открыта в 2017 году на территории корпоративного кампуса в калифорнийском Redwood City. Подготовка специалистов в Чартерной школе (не входит с систему государственных школ) объединяет в своем учебном плане технологии, креативное мышление, навыки решения задач для того, чтобы помочь ученикам подготовиться к строительству карьеры в условиях 21-го века. Собственно занятия начались в прошлом году, и сейчас ученики и преподаватели используют помещения, занимаемые другими подразделениями компании.

Школа получила одобрение Фонда образования Oracle, сотрудники компании на добровольных началах проводят занятия по программированию и дизайну.

Компания не сообщает, сколько будет потрачено на этот проект, вместе с тем ежегодные отчисления Oracle на различные школьные и университетские программы по всему миру составляют впечатляющие 2,5 млрд долларов (что составляет примерно 5% всех расходов на образование в РФ в 2015).

Наиболее известными образовательными проектами отечественных IT компаний являются программы Yandex, Mail.ru, Лаборатории Касперского, направленные на подготовку высококлассных специалистов для отрасли. Занятия проводятся совместно с ВШЭ, МГУ, МГТУ, МФТИ. В то же время, это, в большинстве случаев, университетские курсы. Измученной отчетами и проверками российской школе пока не очень повезло.

Базовая кафедра Яндекс в Высшей Школе Экономики занимается подготовкой специалистов в области анализа данных и извлечения информации из интернета. Преподаватели кафедры совмещают научную работу с преподаванием и работой в Яндексе, что позволяет им заниматься актуальными задачами и применять на практике свои научные достижения.

Во время обучения по программам Mail.ru Технопарк и Техносфера студенты вникают в тонкости разработки web-сервисов: изучают технологии разработки, программирование на C/C++ и Java, фронтенд-разработку, осваивают дисциплины, которые нужны системному архитектору, разбираются в тонкостях проектирования высоконагруженных систем, в основах безопасности интернет-приложений, учатся управлять продуктом.

По данным Mail.ru, чуть больше половины студентов, окончивших обучение по программам, остается работать в компании, остальные трудятся в других организациях IT-сферы.

Возвращаясь к теме подготовки специалистов для EDI, приходится констатировать дефицит кадров, способных решать сегодняшние задачи и обеспечивать высокие темпы развития отрасли. Безусловно, речь пока не идет о строительстве и финансировании школы, открытии собственного факультета в ВУЗе (а возможно и стоит задуматься?). Первыми шагами на пути реализации плана подготовки специалистов для разработки и продвижения сервисов EDI, ЭДО, может быть создание независимого центра экспертизы, который бы координировал проекты по стандартизации в отрасли, агрегировал и систематизировал знания и опыт, обеспечивал популяризацию знаний среди потенциальных клиентов, предоставлял доступ к обучающим материалам, примерам реализации конкретных задач.

 


Юрий Иванов

Top