Персонал для EDI

Традиционно все люди мечтают о высокой зарплате. Особенно стремятся к этому молодые амбициозные ИТ-специалисты. Мало кто при этом пытается сопоставить свои доходы с тем объемом и стоимостью материальных, интеллектуальных или культурных ценностей, которые он производит. И часто погоня за длинным рублем может обернуться профессиональной и культурной деградацией, разрушением столь удачно складывающейся карьеры.

Итак, рассмотрим сегодняшнюю ситуацию на рынке труда применительно к EDI ЭДО операторам в России. Экономический кризис, падение курса национальной валюты практически не уменьшают, а часто даже увеличивают спрос на услуги электронного обмена данными и документами. Однако цены на эти услуги регулярно снижаются. В этих условиях операторам приходится систематически уделять внимание повышению эффективности работы каждого сотрудника. И постоянно искать и привлекать новые молодые таланты. А что же сами сотрудники?

В штате компаний-операторов средний возраст ИТ-специалистов составляет около 28-30 лет. В подавляющем большинстве персонал для EDI это молодежь с высшим образованием, недавние выпускники ВУЗов. Эти ребята хотят иметь хорошие автомобили, квартиры, проводить отпуск за границей. И управлять их «зарплатными» ожиданиями — задача далеко не простая.

При этом важно отметить, что полноценных специалистов со знанием стандартов EDI обмена, нормативных документов по ЮЗЭДО, технологических основ построения платформ для внешнего электронного обмена данными, навыками проектирования и разработки интерфейсов обмена и интеграционных модулей наши ВУЗы пока не готовят. В этой ситуации нужно или учить специалиста прямо «у станка» и инвестировать в него время и деньги, или пытаться переманить уже подготовленного специалиста у другого оператора, что тоже стоит каких-то денег. Так как спрос на квалифицированных и опытных специалистов для EDI и ЭДО операторов сохраняется довольно высоким, то задача их удержания и мотивации становится еще более сложной.

Финансовые возможности операторов очень сильно отличаются. Сравним, к примеру, КОРУС Консалтинг СНГ, дочернее предприятие Сбербанка, СКБ Контур и Эдисофт.

Очевидно, что финансовые возможности Сбербанка в проекции на дочернее предприятие могут просто утопить всех ее сотрудников в деньгах. Косвенным подтверждением тому является впечатляющий ежегодный рост численности КОРУС Консалтинг СНГ и большой приток специалистов, перешедших туда из того же Эдисофт, Контур и от других операторов. Каждый такой переход сопровождается неизбежным ростом зарплаты. Это разогревает рынок и создает проблемы другим игрокам. И если основной персонал СКБ Контур базируется в Екатеринбурге и переезд в Питер и Москву может служить неким сдерживающим фактором, то Эдисофт, располагающийся в одном городе с КОРУС Консалтинг СНГ, может просто в любую минуту потерять своего специалиста.

Другой стороной медали такой кадровой политики со стороны крупных компаний является слабое внимание к развитию сотрудников, бессистемность, часто формальный или субъективный подход к оценке их труда, слабый контроль и производственная дисциплина. Главной моралью является принцип, что все можно купить за деньги. Ведь если сотрудник достался так легко, просто уплатив большую зарплату, то складывается впечатление, что ты приобрел курицу, которая сама по себе  должна нести золотые яйца. И через некоторое время, полгода-год,  наступает глубокое разочарование. Как у «курицы», так и у ее нового работодателя. У сильного всегда бессильный виноват… Поэтому столь быстро взлетевший сотрудник оказывается или «за бортом» и вынужден будет начинать все сначала, или, чтобы удержаться, будет пытаться резко трансформировать свои деловые компетенции в сторону демонстрации безграничной лояльности и преданности своему высокому руководству. К сожалению,  понимание такой перспективы приходит с опозданием.

Крупные операторы по сдаче отчетности в госорганы, такие как СКБ Контур, развивая бизнес EDI и ЭДО, могут какое-то время инвестировать в него ресурсы из уже сформировавшихся направлений. В том числе и приглашать сотрудников на вполне рыночные зарплаты, и снижать цены на свои услуги. Но этот процесс не может длиться вечно. Хорошо понимая это обстоятельство, они вынуждены активно работать со своими сотрудниками, привлекать и обучать молодых специалистов. К примеру, именно таки и поступает СКБ Контур.

Что касается не очень крупных, но хорошо заметных на рынке частных компаний-операторов, таких как E-COM, то в них вопросы воспитания и обучения персонала предельно сфокусированы на бизнес-результат. Иного они не могут себе позволить по чисто экономическим соображениям. И в этом смысле морально-психологическая обстановка в коллективе напоминает крепкую семью, в который каждый на своем вместе и при этом все делают одно общее дело, помогая друг-другу расти и развиваться. При этом сами сотрудники растут карьерно и финансово вместе с компанией, пропорционально своему вкладу в общее развитие. Такая здоровая рабочая среда особенно важна для молодых выпускников, студентов. Ведь это часто их первый трудовой опыт, который закладывает основу их дальнейшей трудовой биографии. И несколько более низкий уровень зарплаты с лихвой компенсируется моральным комфортом и практической значимостью решаемых производственных задач.

Присутствует и еще одна характерная тенденция кадровых перемещений персонала. Часто сотрудники EDI -операторов переходят на работу в крупные компании, которые являются их клиентами. Это очень удобно, так как приходит уже подготовленный специалист, хорошо знающий рынок, технологию EDI и ЭДО и способный ускорить внедрение EDI и подключение контрагентов. Операторы часто даже позитивно оценивают такие перемещения сотрудников, как бы получая своего игрока на стороне клиента. Однако через какое-то время ситуация может измениться, и Ваш бывший сотрудник любезно предложит понизить тарифы для его нового работодателя или организует подключение клиента к оператору-конкуренту.

Как бы там ни было, не очень большие компании — операторы или провайдеры  EDI ЭДО рынка обречены быть неким кадровым безвозмездным донором для более крупных.  И это обстоятельство будет еще больше усложнять им задачу сохранения и развития собственного бизнеса.

Алексей Тихонов


Изображение: nist6dh / Foter / CC BY-SA

Top