Хорошо известно и подтверждено, что EDI и автоматизация B2B процессов позволяет существенно экономить средства по сравнению с ручными, бумажными операциями. Вопрос в том, сколько поставщики и покупатели платят за EDI-транзакцию и существуют ли пути дополнительного сокращения издержек.
Удивительно, но, по утверждению экспертов, многие малые и средние компании не знают ответа на этот вопрос. Обычно поставщики устанавливают свои EDI-системы по требованию продавцов или вендоров, с которыми установлены торговые отношения, и рассматривают EDI как условие ведения бизнеса.
Многие из этих компаний просто не знают, во сколько им обходится одна транзакция, а когда решают провести анализ, то очень часто бывают удивлены результатами. В России мы знаем только одного оператора, который тарифицирует каждую транзакцию (каждый документ) — это КОРУС Консалтинг СНГ. Другие игроки, как правило, устанавливают фиксированную абонентскую плату для пакета документов в заданном интервале. И в этом случае цена одного документа может варьироваться в значительных пределах.
Компании должны всегда искать возможные пути сокращения издержек. Зная стоимость транзакций, компании могут принимать взвешенные решения: нарастить мощность существующей системы или, возможно, увеличить число подключенных партнеров. Например, некоторые компании в своих EDI отношениях с партнерами могут быть удовлетворены использованием минимального набора документов (заказ, уведомление об отгрузке (ASN), инвойс). Однако детальный анализ стоимости может выявить больше возможностей для сокращения издержек, например, обмен EDI-документами с перевозчиками.
Расчет стоимости транзакции может быть непростой, но вполне реализуемой операцией. Для определения экономического эффекта использования EDI в компании, можно начать с предположения, что экономия относительно ручной, бумажной технологии при обмене каждым документом в EDI-системе составляет 1$. Возможно цифра выглядит не такой впечатляющей, но сумма быстро становится значимой, особенно для малого бизнеса. Если компания обрабатывает 1000 заказов на поставку, то это уже 1000$. Предположим, что половина заказов потребует исправления, коррекции, тем не менее 500$ экономии остаются. Уведомления об отгрузке для каждого заказа добавляют еще 1000$. Конечно, многие из этих поставок будут разбиты на частичные отгрузки, каждой из которых будет присвоен собственный номер ASN.
Анализ становится более сложным, если приходится рассматривать системы, установленные в самой компании. Переменные, которые следует учитывать в данном случае, должны включать количество EDI-транзакций, рабочих часов (как административных, так и IT-специалистов), стоимость обслуживания и модернизации ПО и оборудования, сервисы, например, VAN, посредством которых осуществляются транзакции и т.д. Компании могут также сравнить уже установленную у себя систему с другими вариантами: EDI-система, развернутая на собственных мощностях, оутсорсинг системы оператором EDI, использование SaaS EDI-решения.
Наиболее сложно получить данные, связанные со стоимостью ПО и экономическим эффектом.
Оценка EDI состоит не только в стоимости транзакций. Удержание клиентов – вклад в этот показатель также велик.
Рассчитать доход от решения интегрировать EDI в действующую ERP-систему непросто, поскольку часто трудно сосчитать экономию, полученную от интеграции, к примеру, связанную с устранением ошибок. Многие компании продолжают вручную вводить данные в ERP из электронных заказов на поставку, полученных от своих клиентов. Во время ручного ввода ошибки неизбежны, но какова реальная стоимость таких ошибок?
Похожая задача возникает и с определением эффекта от ПО, связанная с привлечением и удержанием клиентов. Для поставщика, имеющего собственную EDI-систему, появляется возможность привлечь новых покупателей, которые предпочитают или даже требуют взаимодействие посредством EDI. Таким образом, EDI становится не только статьей расходов, но и генератором прибыли.
В любом случае, цены на EDI в России самые низкие в мире. Но это не приводит к увеличению спроса на EDI- услуги. Драйверами роста рынка EDI являются не цены, а упрощение нормативных процедур перехода компаний на ЭДО, технологическая простота подключения клиентов и интеграции с учетными системами, переход на EDI и ЭДО якорных отраслевых клиентов.