Инвестировать в EDI

Инвестировать в EDI. Недавно в Ведомостях была опубликована статья: «Москвич Хусейн Аз-зари покорил мир необычным софтом«.

Безусловно, Хусейн Аз-зари достоин уважения как менеджер и основатель компании CDC, развившей ее до таких масштабов (более 3 500 предприятий (400 000+ мобильных сотрудников) в России и странах СНГ ежедневно используют мобильные приложения ГК CDC). Однако хотелось бы сместить внимание читателя на сам программный продукт.

Пытаясь понять, что же это за удивительный софт, о котором пишет столь уважаемое издание «Ведомости», мы с радостью обнаружили, что это EDIY-тема. А именно — решения класса SFA или «Мобильный торговый агент». Мы их относим к, так называемым, «производным от EDI» решениям. Почему? Дело в том, что в основе подобных решений лежит обмен структурированными данными о товарах, их остатках на складе, на полке, о заказах, формируемых торговым агентом непосредственно в торговой точке клиента, заданиях торговым агентам, отчетах об их выполнении и так далее. К примеру, подобные решения есть у Comarch, EDISOFT, других EDI-операторов, работающих на российском рынке. Однако, на наш взгляд, огромная заслуга компании CDC в том, что она продвигает подобные технологии далеко за рамками ритейла, в другие отрасли российской экономики.

Несколько лет назад существовала идея продвигать подобный софт как бесплатное приложение к смартфону, с помощью которого любой человек, находящийся в любом уголке мира, скачав и установив это ПО, по сути, может стать торговым агентом какого-то крупного производителя или дистрибьютора и зарабатывать деньги. Но время неумолимо. И технологии трансформируют окружающий мир столь стремительно, что торговый агент, как связующее звено между производителем и торговой точкой, стал довольно дорогим удовольствием даже с учетом обеспечения его мобильным приложением. И постепенно вытесняется электронными торговыми площадками,интернет-магазинами, на которых и «выкладывается» товар, и MDM-системы помогают донести до покупателя максимально полное описание этого товара, а ERP-обеспечить точный учет остатков, Задача автоматизаци торгового агента при этом смещается все больше в сторону доставки заказанного на такой площадке товара непосредственно покупателю. То есть в сторону курьера. С требованиями доставки точно в строк и с минимальными издержками. И здесь мы также сталкиваемся с производными от EDI технологиями, такми, как drop shipping, или мобильный платежный терминал.

Но разработчикам мобильных SFA-решений не стоит отчаиваться. С учетом инертности изменений сознания отдельных граждан, владельцев киосков, небольших магазинов шаговой доступности, их решения будут востребованы и далее. Пока, скажем, не появится доступный программный продукт (SaaS-портал), автоматически управляющий ассортиментом (закупками) для подобных киосков и магазинов. Управляющий именно в интересах самого киоска, а не торговых агентов. Кстати, идеи создания закупочных площадок, агрегирующих на себе заказы от множества мелких торговцев, киосков, магазинов в один крупный заказ и обеспечивающие за счет этого максимальный дисконт от поставщика или производителя (по аналогии с крупными торговыми сетями), также все больше звучат на рынке. И здесь на одно из первых мест выйдет задача автоматизации логистики, доставки этого одного большого заказа до сотен или тысяч мелких покупателей, а также MDM и EDI-платформа.

Возвращаясь к Ведомостям и поднимаемым сегодня темам отечественного ПО,  важно отметить, что одного критерия «отечественное» для поддержки и финансирования совершенно недостаточно. Ведь среди отечественного ПО есть много нового, перспективного, но, к сожалению,  гораздо больше такого ПО, которое смело можно назвать «вчерашний день». И, что самое неприятное,  практически отсутствуют критерии, четко отделяющие одно от другого.

Ведь в России и ранее в программное обеспечение инвестировали огромные бюджетные деньги. Только результат от этих инвестиций ожидали иной. Сложно сказать, до какого уровня сейчас бы развились системы СЭВ, СМЭВ, если бы они изначально проектировались как EDI-MDM-платформы? Поэтому хочется дополнить, что инвестировать нужно только в то отечественное ПО, которое реализовано на новейших технологических компонентах, учитывает мировой опыт, а также по своей функциональности и назначению соответствует бизнес-требованиям «завтрашнего» дня. То есть тем требованиям, которые будет выдвигать рынок через год или несколько лет. И проводить такие инвестиции желательно только через бизнес-заказчиков, достигших современного уровня и активно развивающихся в своих рыночних нишах. Скажем, определять функциональные требования к ПО для среднего образования должна одна или несколько школ, выпускники которых получают наибольшее мировое признание, а для больницы — то лечебное учреждение, которое имеет лучшие показатели по спасению людей, и куда на обмен опытом стремятся приехать лучшие специалисты со всего мира. Ну а что мы увидим в реалиях 2015 года, покажет время.

Алексей Тихонов


 Изображение: Nickolas Titkov / flickr.com / CC BY-SA

Top