Нужна ли автоматизация на 100% для e-Commerce 2.0?

Сегодняшняя электронная коммерция ( e-Commerce ) когда-то началась с технологии EDI и, наверное, закончится ею же — по мере того, как появится возможность полностью автоматизировать процесс электронных продаж в B2C. «Я тебя породила, я же и автоматизирую тебя до конца», — как бы сулит для e-commerce, в этой связи, технология электронного обмена. Но что же мешает ей сделать это прямо сейчас?

GS1 делает акцент на логистические свойства товара, а для покупателя намного важнее его потребительские свойства и преимущества. Причем — описанные общепонятным набором терминов. Весьма сложный глобальный каталог GDSN по-настоящему, в полном объеме интересен, разве что, нескольким транснациональным корпорациям. Которые действительно «читают» и используют все, что там написано до конца. Можно поэтому сказать, что мастер-данные в редакции GDSN и то, что нужно для конечного потребителя — это разные вещи.

Нынешние интернет-магазины вынуждены содержать в штате операторов. Они выполняют низкоквалифицированную работу по заполнению карточек товаров признаками и сведениями, необходимыми людям для принятия решения о покупке. Интернет-магазины все чаще задумываются: как бы им сократить такие непроизводительные издержки, переложив их на поставщиков или производителей?

Сейчас все чаще говорится про развитие канала продаж e-commerce и, даже, про omni-channel. Значит настало время предоставить заинтересованным поставщикам удобный для всего этого инструмент. В который заранее “прошиты” требования магазина по атрибутивному составу карточек товаров, разработаны интерфейсы для автоматизированной загрузки данных из файлов excel, html, других форматов. Или, скажем, — напрямую из учетной системы крупного поставщика.  Заранее ясно, что дополнительный спрос на данные из таким образом организованного под нужды интернет-магазинов и конечных потребителей каталога возникнет и со стороны “физических” ритейлеров (особенно тех из них, кто особо не обременяет себя собственной логистикой), на чем подробнее останавливаться здесь не будем.

Также понятно, что речь идет не столько об отдельных программных решениях или интеграционных проектах, сколько о создании инфраструктуры для рынка электронной и мобильной торговли. Очевидно, что поставщику будет сложно и дорого приспосабливаться к требованиям каждого отдельно взятого интернет-магазина, делать интеграцию с его сервисом, поддерживать множество каналов обмена данными “из точки в точку”.  Да и универсальному интернет-магазину возиться с ИТ-интеграцией с каждым поставщиком – задача неподъемная. Поэтому провайдер или оператор для обмена мастер-данными, ориентированными на нужды интернет-магазинов, напрашивается сам собой.

Хорошо, допустим, что мы, рано или поздно, найдем на рынке специализированного оператора, агрегирующего недостающие сейчас e-commerce справочные данные о товарах. Теперь сами поставщики заполняют карточки в соответствии с требованиями покупателя. А ИТ-платформа оператора строго их контролирует, очищает и загружает в ИТ-системы интернет-магазинов. Какие новые возможности открывает то, что интернет-магазины научатся “общаться” с поставщиками на одном языке – языке мастер-данных? Причем мастер-данных, в равной степени пригодных и для того, чтобы быстро, с минимальными затратами ресурсов наполнить продающий сайт контентом, и для того, чтобы разместить у поставщика правильно оформленный заказ на товар (как это пытаются сегодня сделать в рамках проекта GS1 TSD).

У крупных федеральных интернет-магазинов есть множество складов, заранее наполненных товаром на основе прогноза покупательского спроса. Но прогноз есть прогноз. Точность его — величина плавающая, достаточно условная. А вот содержание складской инфраструктуры и работа с неликвидами дело не дешевое. Требующее весьма конкретных постоянных затрат. Вполне способных перечеркнуть экономию от того, что товар завозится не поштучно, а мелким оптом.

По этой причине, сегодня растет число интересующихся моделью интернет-торговли, подразумевающий прямую поставку или drop shipping. В рамках которой интернет-магазин оставляет за собой только портал с системой получения заказов, а также выставления счетов и приема платежей (что сегодня тоже часто представляет у нас отдельную проблему). С факультативными добавлениями вроде сервиса отслеживания местоположения товара на его пути к покупателю. А всю остальную работу делает поставщик и его дистрибуторы.

Не многие задумываются о том, что возможность заменить посещение магазина манипуляциями с интерфейсом продающего сайта можно назвать, с точки зрения покупателя, автоматизацией. А к уникальным конкурентным преимуществом онлайн-магазина можно уверенно причислить только то, что такой автоматизации как-то способствует. Сюда, скажем, можно отнести степень юзабилити, релевантность данных о товаре и прочие подобные вещи. В число которых, вообще говоря, никак не входит уметь управляться с бригадами грузчиков и запасами товара. Если же это вдруг не так,  и логистикой, — во всех ее многочисленных проявлениях, — получилось овладеть в полной мере, то может быть этим и стоит вплотную заняться? Оставив при этом возню с CMS, отвлекающую от продуктивной работы по складированию и развозу?

Работа почты с посылками оставляет у нас желать лучшего. А нынешняя транспортная логистика откровенно хромает всякий раз, когда с вагонов и фур речь переходит на развоз Газелями по забитым пробками городским улицам или курьерской отправке на дом. Что и обуславливает стремление обзавестись собственными службами доставки со стороны крупных интернет-магазинов. Берущих тем самым на себя нелегкий труд по приобретению непрофильных навыков, а также дополнительные “логистические” затраты и риски.

Впрочем, еще 10 лет назад у нас сложно было представить ситуацию, когда размещение производственного заказа в сопредельных странах перестанет само по себе представлять особую проблему. И гораздо важнее станет точно знать, что и в каком количестве следует сейчас произвести, нежели чем пытаться научиться изготовлять своими силами.

Сегодня стало модным добавлять к чему-то общеизвестному цифры 2.0 и собственные футуристические размышления.  Не устояв перед таким поветрием, можно предположить, что “вторая версия” e-commerce станет реальностью тогда, когда логистику настигнет “кризис перепроизводства”. И настоящей, “некопеечной” проблемой станет не доставить товар, а то, чтобы суметь отыскать на него покупателя.

Определим, в рамках статьи, e-commerce 2.0 как конечный итог постепенного отказа электронной торговли от логистической и т.п. деятельности. И сопряженный с этим переход к конкуренции на базе профильного конкурентного преимущества: автоматизации процесса приобретения товара потребителем.

При таком подходе, на drop shipping можно посмотреть как на прототип для e-commerce 2.0. В рамках модели, где главенствует потребительский спрос, поставщику нужно мгновенно получить заказ и подтвердить его. Кроме того, ему следует постоянно передавать в интернет-магазин достоверную информацию об остатках на любой произвольный момент времени. А также иметь налаженные отношения с логистическим оператором для быстрой отгрузки и доставки товара конечному покупателю. Подтверждение факта которой служит сигналом для оплаты со стороны интернет-магазина.

В заключение статьи остается лишь вспомнить про технологию EDI, с применения которой когда-то, собственно, и началась e-commerce как таковая. Очевидно, что без информационной платформы, связывающей интернет-магазин со всеми поставщиками, решить вышеописанную задачу невозможно. И платформа эта есть не что иное как EDI-система с расширенной функциональностью, поддерживающая работу с мастер-данными, размещение и оплату заказов, а также отслеживание перемещения товара со склада поставщика до конечного покупателя.

Алексей Тихонов

3 Comments

  1. Аноним said:

    Пока у нас почта или службы экспресс доставки не научатся работать также эффективно и дешево как их заокеанские коллеги, до этих времен клиенты интернет-магазинов вынуждены будут встречать зачастую весьма непрезентабельных курьеров, а улицы будут забиты автомобилями, развозящими по 2-3 заказа из одного магазина. Что, конечно, не способствует развитию рынка.

  2. Irina said:

    Автоматизация конечно полезна для магазина. Вопрос всегда в деньгах. Поэтому наш бизнес автоматизирует только то, что жизненно необходимо. Например, автоматизация мониторинга цен конкурентов — всё ещё не очень популярно, хотя и есть такие решения как competera.ru и прочие (даже на рынке рунета)… Но всё равно ими пользуется только мизерная часть магазинов…Наш бизнес всегда боится больших инвестиций и долгосрочной окупаемости…

    • EDIY said:

      А вообще-то правильно. То есть если брать из внешних источников карточки о товарах, то хорошо бы брать где-то и информацию о ценах. Вроде как автоматизированная система биржевой торговли тогда получается. Интересная мысль…

Top