Случится ли партнерство Сбербанк — Alibaba Group

Сделка по созданию совместного предприятия Сбербанк — Alibaba Group в сфере интернет-торговли обсуждается российскими правительственными и кремлевскими чиновниками, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на знакомые с ситуацией источники.

По словам близкого к кабинету министров собеседника, совещания проходили в декабре-январе на площадке Минфина. Последнее состоялось неделю назад. Предварительные выводы чиновников сводятся к тому, что СП может быть создано только как российское юридическое лицо, где у Сбербанка будет не менее 50%. Еще одним ограничением для СП станет запрет на работу в сфере финансовых услуг. Этим будет заниматься Сбербанк.

Предполагается, что Alibaba Group может внести в СП свой бизнес по трансграничной торговле, а Сбербанк – поучаствует в новом проекте финансово и, возможно, маркетинговыми и логистическими технологиями. В частности, входящий в Alibaba Group маркетплейс AliExpress — один из самых популярных онлайн-ресурсов: в декабре его посетили более 614 млн раз, причем 30% трафика, или 184 млн посещений, пришло из России.

В ноябре 2016 г. «Коммерсантъ» писал о презентованном Сбербанком проекте «национальной экосистемы» в области электронной торговли. Речь шла о подключении к единой технологической платформе сети организаций, которые пользуются ее услугами и формируют предложения для клиентов по аналогии с Google, Amazon, Facebook, а также китайских Tencent и Alibaba. Объем экономики проекта к 2025 г. может составить 65 трлн руб., следовало из презентации.

Источник, знакомый с разработкой проекта, отмечал, что рассматривались три сценария строительства экосистемы. Один из них предполагал реализацию исключительно силами Сбербанка, другой — партнерство с крупной российской интернет-компанией («Яндексом» или Mail.Ru Group) и, наконец, третий подразумевал привлечение в качестве стратегического партнера иностранной, скорее всего китайской, компании. Источник в Сбербанке ранее сообщал «Ъ», что президент и глава правления банка Герман Греф вместе с рядом топ-менеджеров посетил Китай в ноябре 2016 года. Среди прочих встреч у них был визит в офис Alibaba Group, уточнял собеседник, знакомый с ходом переговоров. В пресс-службе Сбербанка поездку руководства не комментировали.

Можно предположить, что это очередная попытка Сбербанка добиться успеха в ИТ-проектах. Мы помним про самый дорогой ЦОД в мире, бюджеты Сбертех,  истории Сбербанк-АСТ, КОРУС Консалтинг СНГ, Сбербанк-факторинг, Деловая среда, УЭК…. Если суммировать все затраты Сбербанка на ИТ за последние 5 лет, фигурирующие в открытых источниках, то мы получим что-то около триллиона рублей. То есть цифры одного порядка с размером годового бюджета всей нашей страны.

Говорить об успехах и достигать их — не одно и то же. Конечно, присоседится к чужим успехам за деньги, которых пока у Сбербанка хватает, не очень сложно. Хватает и административного ресурса, PR. А что дальше? А дальше, по мере более активного вмешательства Сбербанка в управление технологическими компаниями, они превращаются в ….. ? Здесь невольно вспомнился известный сюжет «ваши брюки превращаются, брюки превращаются, превращаются брюки  .. в элегантные шорты!»

Все было бы довольно смешно, если бы не вопрос о соответствии ИТ-бюджета Сбербанка и его дочерних компаний конкретным полученным результатам и пропорциональной персональной ответственности.

 


По материалам: Газета «Коммерсантъ» №8 от 18.01.2017

Top