Продолжаем серию публикаций, посвященной, на наш взгляд, очень перспективной теме создания и эффективного использования систем управления мастер-данными Master Data Management (MDM)
Знакомство
Управление мастер-данными (MDM) – достаточно зрелая технология, значение которой в продуктах и услугах будет расти. Мы ранее неоднократно поднимали эту тему применительно к EDI. Многие российские провайдеры так или иначе заявляют о наличии у них MDM-сервиса или платформы, однако зачастую это скорее желаемое, нежели действительное. MDM-платформы в разное время пытались разрабатывать и продвигать даже некоммерческие ассоциации и партнерства, в частности GS1 Россия (SA2) и ECR-RUS (iCat). Результаты пока весьма сомнительны. Почему?
Сейчас не только в России, но и в Европе, мы наблюдаем свидетельства того, что традиционный подход, который был использован при внедрении программ MDM, не принес планируемого успеха. Отсутствие четко определенных целей и развитой информационной стратегии – это основные преграды на пути MDM к успеху. Ранние MDM проекты ссылались на отсутствие бизнес-спонсора, как основное препятствие, наряду с отсутствием управления данными или качеством данных. Указанные причины являются проявлениями более фундаментальных факторов, приводящих к разочарованию при внедрении MDM. Что особенно часто случается при попытках создать “единый источник достоверных данных”. В основном, комбинация факторов состоит из:
- преобладание предположения, что MDM может автоматически создать “эталоную запись” для предприятия, без изменения текущих бизнес-процессов;
- культивируемая маркетологами идея получения выгоды от внедрения MDM и создания репозитория мастер-данных, без концентрации на общей стратегии и тактике , корпоративной методологии управления данными;
- акцент на оценку технологических решений, приобретение, развертывание, а не на удовлетворение потребности бизнеса, встраивание в текущие бизнес-процессы или формирование новых;
- одновременные и нескоординированные действия по внедрению MDM, инициированные разными отделами и управлениями;
- ошибки с выбором программы для управления, обслуживания, миграции бизнес-процессов;
- недостаточно проработанные требования потребителей бизнес-данных, плохо изученные процессы работы с данными.
Создание системы MDM требует глубокой проработки двух сильно различающихся направлений приложения усилий: создание и заполнение хранилища мастер-данных и установление полной доступности данных, для улучшения качества бизнес-процессов. Во главе угла должен стоять вопрос “Зачем?”, а уж потом — вопрос “Как?”
MDM охватывает все аспекты деятельности предприятия и затрагивает каждую бизнес-функцию, поэтому важно определить и распознать препятствия на пути к успеху. Давайте рассмотрим, как концентрация на объединении данных, в попытке создать единый достоверный источник, создает сценарий, при котором внедрение MDM ведет к усложнению управления данными, увеличению количества несвязанных данных и неспособности отвечать бизнес-потребностям. Затем оглянемся назад, чтобы оценить, что влияет на стратегию MDM. После этого попробуем переосмыслить стратегии управления данными для того, чтобы получить преимущества от совместного многократного пользования корпоративных данных.
Объединение – типичный подход к MDM
Чтобы понять коренные причины провала части MDM проектов, прежде всего стоит рассмотреть типичную последовательность мотивации, разработки и внедрения MDM-проекта. Как правило, поводом к рассмотрению идеи MDM служит путаница, вытекающая из роста наборов данных, несущих аналогичную информацию об одних и тех же основных объектах, таких как «клиент» или «продукт». Эти множественные данные используются различными бизнес-функциями, процессами и приложениями по всему предприятию.
Существует предположение, что поскольку модели, атрибуты данных, значения атрибутов отличаются в различных подсистемах, то не существует приложения, которое создало бы запись, содержащую точные и достаточные данные для каждого субъекта. Учитывая это предположение, логичным выглядит слияние данных из всех наборов, которое, конечно, создаст объединенную запись, с наиболее точными значениями — так называемый, “единый достоверный источник” .
В результате, акцент при внедрении MDM смещается в сторону решения задачи объединения данных:
- определение источников данных, содержащих информацию об объекте, выбранном для обработки;
- создание целевой мастер-дата модели данных для выбранного объекта;
- разработка скриптов для получения данных из источников;
- очищение полученных данных;
- Разработка бизнес-правил «выживаемости» или выбора источника данных для заполнения атрибутов данных, который будет загружен в целевую модель;
- Выбор атрибутов идентификации, которые будут применяться для однозначного определения конкретного информацонного объекта;
- разработка правил слияния для связи записей по идентификационным атрибутам;
- объединение данных из различных источников в целевую модель;
- создание главного индекса, посредством которого для каждой подсистемы будут определяться записи для привязки к мастер-хранилищу;
- загрузка консолидированных данных в главный репозиторий;
- разработка процессов синхронизации, чтобы проводить периодическую консолидацию.
Целью является создание консолидированного набора целевых данных, который содержит то, что, как ожидается, окажется мастер-данными, собранными из различных источников. Правила отбора значений для элементов, определенные ранее, применяются в процессе слияния, в результате, формируя единственный источник значений, который помещается в мастер-запись..
По существу, в конечном итоге происходит сброс данных в хранилище, которое затем используется для объединения подобных записий вместе, чтобы обеспечить единое представление или запись для каждой подсистемы.
Завершение создания хранилища и его установка в качестве “эталонной записи» являются важной вехой, и часто означают окончание проекта. Существует ряд задач по конфигурации и обслуживанию, но часто создание хранилища мастер данных рассматривается как результат процесса. Это утверждение не совсем верно. Очень важен второй этап — обратная связь — интеграция хранилища мастер-данных со всеми информационными системами предприятия. И это не столько техническая задача, сколько методологическая, так как требует изменения текущих бизнес-процессов. Об этом мы детальнее расскажем в следующих выпусках.
По материалам: sas.com Изображение: Tim Morgan / Foter / CC BY