Нормативно-справочная информация (НСИ) и мастер-дата менеджмент (МДМ) — термины, активно набирающие популярность. Почему? – спросите Вы. Мы полагаем, что это напрямую связано с развитием EDI и внешнего электронного документооборота. Ранее эти термины употреблялись применительно к внутрикорпоративным системам класса ERP, CRM… Давайте посмотрим на НСИ и МДМ со стороны систем внешнего электронного обмена данными.
Основные справочники в любой компании — это контрагенты и товары (номенклатура). Что касается справочника контрагентов — то данные в этот справочник, как правило, заносятся вручную из договоров или отдельных писем с реквизитами компании. Однако в быту мы часто пользуемся мобильным сервисом «переслать контакт». При этом все данные по конкретному абоненту упаковываются в специальный формат и переносятся из вашей записной книжки в записную книжку получателя.
В B2B-решениях, по нашему мнению, был бы очень востребован аналогичный сервис, позволяющий, скажем, переслать такие данные из 1С одного контрагента в 1С другого. Удобно было бы иметь опцию автоматически пересылать изменения всем контрагентам в случае смены одного или нескольких реквизитов компании.
Сегодня на рынке существует возможность электронного доступа к данным ЕГРЮЛ и ЕГРИП, предоставляемая ФНС. В данном случае методологически все выглядит просто идеально — именно первоисточник предоставляет свои данные рынку. Однако стоимость такого сервиса может оказаться высокой для СМБ. В этом смысле появляется рыночная ниша для операторов EDI-услуг, банков, операторов по сдаче отчетности в госорагны и других компаний. Подобные услуги уже предлагают своим клиентам СКБ Контур (сервис «Контур-Фокус«), ОАО Сбербанк (сервис «Сфера-Информатор» от дочернего предприятия КОРУС Консалтинг СНГ).
Источник: сайт КОРУС Консалтинг СНГ
Что касается товарных справочников — то дело обстоит сложнее. Первоисточников в этом случае очень много. Это производители товаров в России и других странах. Множество посредников. И, наконец, торговля. У каждого участника цепочки поставок свои специфические требования к атрибутам, описанию, а товар ведь по сути один и тот же. То есть заводу-изготовителю важны одни характеристики, логистическому оператору другие, торговой сети — третьи, а интернет-магазину-четвертые. И так далее. В какой-то минимальной степени эту специфику почувствовали EDI-операторы, на плечи которых легла задача загрузки кодов товаров от торговых сетей для контроля данных в документах от поставщиков. Более серьезно вопрос прорабатывает GS1 при проектировании сети TSD.
Реальный спрос на МДМ-сервисы уже начинает формироваться. Все больше торговых сетей и интернет-магазинов предъявляют все более жесткие требования к своим поставщикам относительно мастер-данных о товарах. Это и такие гиганты, как Х5 Ритейл Групп, и сети поменьше, такие как Вимос. Отметим, что в сегменте DIY, бытовой техники и электроники задача формирования и актуализации мастер-данных приобретает дополнительную актуальность и специфику.
В чем основные отличия справочников контрагентов от справочников товаров? В то время как для контрагентов можно ограничиться двумя-тремя формами (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель), для справочника товаров атрибутивный состав данных у разных групп товаров может очень существенно отличаться. Поэтому возникает необходимость в большом наборе форм карточек товаров для разных товарных групп. То есть, по сути, каждая товарная группа представляет собой сложный информационный объект, описываемый свойственным именно этой товарной группе набором признаков.
С другой стороны, существуют реально работающие корпоративные информационные системы (ИС), в которых уже сформирован и поддерживается определенный набор мастер-данных. Это обстоятельство несколько упрощает задачу и сужает атрибутивный состав до реальных потребностей действующих ИС.
Готовых документов/стандартов на этот счет со времен плановой экономики осталось негусто. Поэтому сегодня становится актуальной задача построения не столько готового идеального справочника или каталога «для всех», сколько гибкого инструмента его формирования на основе состава и структур данных реальных ИС потенциальных покупателей этого сервиса. С одной стороны, каждому товару должна соответствовать одна единая карточка, с другой — проекция этой карточки для конкретного потребителя МДМ-сервиса может быть различной. Этот подход обеспечит простоту наполнения МДМ-систем данными и получение МДМ-сервиса покупателями в требуемом качестве.
Алексей Тихонов