Новых отраслей и направлений для развития у западного EDI-провайдера сегодня настолько много, что сложно сделать выбор. Однако еще труднее найти реальный путь для диверсификации бизнеса отечественного игорка, изначально построенного вокруг обслуживания электронного обмена с заказчиками из ритейла. EDI в РФ: пути диверсификации бизнеса провайдера.
Резервы для экстенсивного роста EDI в РФ в пределах торговой отрасли все еще остаются, но уменьшаются год от года. Сбербанк РФ, в партнерстве с «КОРУС Консалтинг СНГ», в этом мае начал предлагать клиентам своих территориальных подразделений EDI-подключение к торговым сетям в качестве типовой услуги. Стандартный EDI-обмен постепенно становится чем-то вроде общедоступной инфраструктуры для B2B.
Сегодня мы наблюдаем признаки растущего интереса у игроков рынка к теме поиска покупателей провайдерского бизнеса. А также к вопросу о том, чем еще можно заняться на рынке EDI, помимо типового обслуживания ритейлеров, маржинальность которого со временем будет только падать.
Традиционным объектом приложения усилий игроков рынка EDI являются транспортные и логистические компании, которых, по оценке руководителя проекта ассоциации «Юнискан ГС1 Рус» Юрия Степанищева, в РФ насчитывается более тысячи. “Логистическое” направление развития бизнеса отечественного EDI-провайдера достаточно хорошо отвечает тем наработкам, которые были сделаны им за время обслуживания розничных и дистрибуторских компаний.
EDI-обслуживание цепочки поставок, начинающейся не со склада отгрузки готовой продукции, а с закупки сырья, необходимого для ее изготовления, выгодно для производственных предприятий. Можно достаточно радикально (на 50-80%) снизить затраты на обмен бумажными документами и сэкономить, в масштабах предприятия, несколько процентов от его оборота – поделилась оценками Ольга Виславных, руководитель отдела консалтинга по решениям EDI на российском и украинском рынках Comarch S.A.
Помимо прочего, участие провайдеров в управлении цепями поставок влечет за собой и рост актуальности создания в РФ инфраструктуры master data management ( MDM ). “Прежде всего, мы отмечаем рост интереса к мастерданным, — рассказал коммерческий директор компании assino implementations Дмитрий Теплицкий. — Во многом он обусловлен внедрением в отечественную практику Supply Chain Management и развитием направления по управлению спросом в рамках объединения представителей розничных сетей и крупнейших производителей ECR (Efficient Consumer Response)”.
“У нас есть отраслевые решения для транспортной логистики. У крупных логистических операторов, например, весьма востребован электронный обмен данными между контейнерными линиями и контейнерными терминалами, — рассказал генеральный директор компании SeaData Юрий Купрашевич. — Одним из наших крупных проектов является реализация EDI компании “Маэрск” с контейнерными терминалами Санкт-Петербурга, с одной стороны, и внутренней учетной информационной системой принципала, с другой. Проект реализован на базе MS BizTalk Server”.
Пример бизнес-процессов в логистике
Источник: Comarch S.A.
Зарубежный и отечественный опыт учит о том, что услуги EDI могут востребованы как в логистике, так и во многих других сферах. Однако ряд отечественных провайдеров EDI, развивавшихся около 10 лет вокруг торговой отрасли, оказался в довольно сложной ситуации, когда необходимой стала диверсификация. Многие альтернативные варианты дальнейшего развития бизнеса реализовать на практике им будет чрезвычайно сложно.
В качестве иллюстрации можно привести пример на тему “финансового” EDI-обмена, осуществляемого кредитными организациями. «ВТБ24 для межфилиальных расчетов на протяжении многих лет использует S.W.I.F.T.-сообщения, тогда как в присоединенном “ТрансКредитБанке“ были реализованы другие форматы обмена, — рассказал Сергей Русанов, член Правления, директор департамента банковских ИТ ВТБ24. — Чтобы унифицировать платежный обмен “ТрансКредитБанка“ перед присоединением к ВТБ24, мы выбрали систему RS-Payments, в которой без особых затруднений смогли реализовать все необходимые форматы и протоколы обмена».
«Наше решение, – комплекс InterBank RS, — позволяет организовать обмен юридически значимыми документами, как в структурированном формате, так и в неструктурированном,» — пояснил директор департамента систем электронного банковского обслуживания компании R-Style Softlab Александр Киреев.
Одна из главных тем, возникающих при работе с банками, является тема обеспечения информационной безопасности (ИБ). По сути дела, всякий раз, когда речь заходит об электронных финансовых транзакциях, разговор следует начинать с нее. “Мы предлагаем нашим заказчикам на выбор полный спектр средств защиты – от традиционных криптобиблиотек до новейших криптосредств с неизвлекаемым ключом в виде USB-, Bluetooth-токена, смарткарт или устройств с дополнительным экраном для подтверждения,” – дает пояснения г-н Киреев.
Несколько другую картину мы увидим в области электронного обмена в ритейле, где уровень зрелости в плане ИБ пока ниже.
Утверждать, что EDI-провайдеры, работающие сейчас в ритейле, не уделяют достаточного внимания теме ИБ, было бы неправильным. В то же время, следует признать и то, что серьезных стимулов ставить безопасность во главу угла у них сегодня, пожалуй, нет.
Зам. руководителя департамента сопровождения клиентов «КОРУС Консалтинг СНГ» Алексей Митин раскрыл один из аспектов данной проблемы, выступая на ИТ-сессии весенней конференции, организованной компанией «КОРУС Консалтинг СНГ». Существуют средства интеграции по спецификации AS2. Плюсами последнего подхода является защищенный тип соединения, который сложно взломать или прослушать. Минусы лежат в материальной плоскости: требуется покупка лицензионного ПО – в частности, сообщил он.
Опыт ведущих компаний говорит о том, что в наши дни особое внимание на рынке EDI стало уделяться нагрузочным тестам, контролю качества сервиса, обеспечению защиты передачи данных. Тем не менее, большинство экспертов считает, что банковская отрасль ушла вперед в сфере ИБ и многих других областях — если сравнивать с тем, как по факту организован сегодня «среднестатистический» электронный обмен в рамках ритейла.
У далеких от темы электронного обмена ИТ-специалистов сегодняшний EDI ассоциируется с чем-то вроде (относительно несложной) отправки заказов ритейлерам. Слушать такое обидно. Но в чем-то данное, сильно упрощенное представление, наверное, перекликается с истинным состоянием дел. По крайней мере, истории с DDoS-атаками и сбоями работы платформ некоторых «торговых» EDI-провайдеров, случившиеся за последние полгода, убеждают в том, что тема ИБ постепенно выходит на первый план и в ритейле.
На конференциях сегодня любят обсуждать тему юридической значимости EDI-сообщений. Причем само слово “сообщение” постепенно выходит из обращения. Правильно стало говорить – документ. И действительно, электронная таможенная декларация, введенная усилиями ФТС, приравнивается ею по своей юридической силе к правильно оформленному документу. Картина со SWIFT-сообщениями аналогичная. Раз суды пока не придираются к форме, то, вроде бы, получается, что бумага и «электроны» равносильны на практике. А сообщение можно назвать документом — большой ошибки не будет.
Все это, наверное, так. И многих убеждает. Но давайте рассуждать немного иначе. Может ли EDI-провайдер, обслуживающий ритейл, принять сегодня посильное участие в передаче финансовых сообщений? “Пустят” ли его к таможенным делам? Останутся ли довольными заказчики из “нетороговых” отраслей теми параметрами сервисов, которые сейчас считаются вполне удовлетворительными для ритейла?
“EDI (Electronic Data Interchange – электронный обмен данными) — электронный обмен документами, не имеющими юридической значимости. Среди основных преимуществ EDI-документооборота – высокая скорость доставки документов, экономия затрат на их обработку и хранение, быстрый поиск необходимой информации,” – такое определение дал для ЭОД Сбербанк в одном из своих весенних пресс-релизов. Пожалуй, он и поставил точку в спорах и дискуссиях. Действительно, прежде чем работающий с одним только ритейлом, «торговый» EDI-провайдер получит моральное право апеллировать в споре к бесспорной юридической значимости тех же SWIFT-сообщений, ему, наверное, было бы неплохо для начала убедить своего первого заказчика передать через него что-то подобное хотя бы один раз.