EDI и новые отрасли. Поющие в терновнике

EDI и новые отрасли. Отечественные провайдеры и операторы часто предлагают отраслевым клиентам целый ряд нетрадиционных для них услуг. Добраться до которых последним непросто. Ведь когда доходит до дела, выясняется, что многие отраслевые сервисы доступны лишь на словах, да в рекламных материалах.

Сегодня весь российский EDI сконцентрирован вокруг ритейла. За последние 7-8 лет сформировались и спецификации электронных документов в формате сообщений, и основные звенья бизнес-процесса поставки (согласование ассортимента, цен, состава каждого конкретного заказа и т.п.).

Но стоит провайдеру из FMCG-ритейла сделать шаг в сторону даже самой небольшой специализации (товары DIY или торговля одеждой), как он сразу сталкивается с необходимостью внесения большого количества изменений. И перед ним встает выбор — или инвестировать в новое, или отказаться от такого вот, непривычного для него проекта.

Конечно, провайдеру с оператором можно попытаться убедить заказчика оплатить экстраординарные деньги, чтобы за его счет и на его плечах “въехать” в новую для себя специфику. Или же сагитировать его согласиться на урезанную функциональность, ограничившись, к примеру, одним универсальным счетом-фактурой (e-invoicing). Однако разбирать здесь такие варианты отраслевой диверсификации провайдерского бизнеса мы не будем.

Посмотрим лучше на Европу. Где в каждой отрасли мы найдем всю ту же специфику плюс свой, готовый к работе EDI-стандарт — то есть не только другой набор документов, но и отличный состав данных, иной, специфичный порядок формирования документов на разных этапах сделки. Причем, у провайдера обычно имеется  несколько вариантов для выбора такого стандарта.

Скажем, в автомобилестроении, он может взять адаптированный под его нужды EDIFACT, весьма любимый в самых разных отраслях ЕС. А может испытать себя на прочность, освоив специализированный стандарт ODETTE.

Все это разнообразие — не случайность, а ответ рынка обмена на требования бизнеса европейских заказчиков. Небольшие операторы, зачастую, работают в разных отраслях. Представляя собой независимые организации, не связанные и не особо конкурирующие друг с другом, поскольку у каждого из них есть своя основная специализация.

Если же речь идет о гигантах на рынке операторских услуг, то внутри такой компании есть свои отдельные от других направления, свои специализированные подразделения. Или — дочерние компании, которые занимаются различными отраслями. Даже при сделках слияния-поглощения, новый владелец, нередко, сохраняет для купленной им компании, — ставшей, фактически, подразделением, — ее старый бренд, хорошо зарекомендовавший себя в конкретной отрасли.

Как на этом фоне выглядят настойчивые попытки наших компаний перестроить рыночный спрос под свои возможности и сделать универсальное EDI-решение «для всех»? Не выльется ли это в решение «ни для кого»?  Не это ли мы сейчас и наблюдаем, если забыть про успехи по части ритейла?

Все это чем-то напоминает историю с глобальным каталогом мастер-данных GDSN. Область его востребованности ограничивается теми же глобальными игроками рынка, молитвам которых, собственно, он и обязан появлением на свет. То есть, речь о нескольких десятках компаний. Создавших и использующих его в качестве общего для них справочника.

Возвращаясь к вопросу общего и частного, применительно к EDI, SCM и MDM, постоянно приходишь к необходимости правильно разделять, правильно проводить грань между универсальным и отраслевым. И секрет правильного выбора, как это часто бывает, лежит на поверхности. Нужно просто открыть глаза и увидеть именно то, что на данном этапе развития конкретного отраслевого рынка уже стало для поставщиков, производителей и дистрибуторов общим де-факто. А что — еще остается специфической изюминкой каждого отдельного игрока, делающей именно его товары и услуги эксклюзивно привлекательными и удобными для потребителя. Отсюда и надо исходить в поисках ИТ-решений и выборе стандарта обмена.

Фигура речи «открыть глаза» подразумевает погружение в тему, детальное изучение специфики. И элементарное  регулярное общение с конкретной отраслью. Вместо ожидания того момента, когда она вас найдет и сама придет в те колючие кусты, где вы столь рекордно долго и так благоразумно отсиживались, опасливо следя из них за действиями столь же нерасторопных, что и вы, конкурентов.

 

Алексей Тихонов

Top