Разговоры про развитие инструментов BI в рамках EDI пока что часто вызывают у российских провайдеров скептическую ухмылку. Что, впрочем, не мешает им вскользь упоминать про бизнес-аналитику в своих рекламных материалах. Тем не менее, всерьез и по существу данной темой заняться, видимо, придется и в нашем отечестве. В чем нас, в частности, убеждает опыт провайдерских компаний, работающих на рынках с развитым EDI-обменом.
Одним из наиболее высокотехнологичных форматов выстраивания EDI-обмена в наступившем году является создание специализированных B2B-сетей. В рамках которых каждый участник имеет возможность быстро, в автоматическом режиме обменяться юридически-значимыми документами и сообщениями с любым другим.
Справедливости ради, следует заметить, что в рамках такого «сетевого» формата EDI сейчас производится, в общей сложности, обмен менее чем 10% электронных документов и сообщений. Однако у аналитиков нет особых сомнений в том, что в данном магистральном направлении будет расти рынок EDI-услуг в самом ближайшем будущем. Что, в частности, позволит провайдером больше зарабатывать за счет высокомаржинальных и технологичных сервисов, а значит — иметь возможность стабильно развивать свой бизнес дальше.
Такая уверенность существенно подкрепляется тем, что в 2013-м было анонсировано немало интересных “сетевых” проектов, таких как автоматизация“под ключ”, — на базе платформы провайдера Nipendo, — закупочного процесса израильского военного концерна IAI, который снабжают около 15 тыс. поставщиков. В чем-то похожие, привлекающие внимание своей технологичностью проекты можно найти и в России. В качестве примера можно привести реализацию функционала электронных торгов для фармацевтической компании “БСС” на платформе провайдера EDISOFT в конце 2013 г.
Базовой задачей анализа любой снабженческо-сбытовой сети является расчет издержек участников, а также прогноз совокупного дохода ее оператора. Смоделировать затраты поставщиков, использующих специализированную «закупочную» сеть EDI, можно при помощи несложного, но весьма удобного и информативного приложения, обзор функциональности которого дается на сайте Purchasing Insight. Оно создано на базе методологических наработок Ariba (эта компания была приобретена SAP в октябре 2012 г. за 4,4 млрд. долл).
Следует подчеркнуть, что инструмент, называющийся Supplier Network Fee Modeler, предназначен, главным образом, для расчета предстоящих трат пользователей в разрезе тарифных групп компаний-поставщиков, оплачивающих пользование сетью не по «твердой» стоимости в расчете за один электронный документ, а как процент от суммы передаваемого инвойса.
Такой способ калькуляции, с одной стороны, способен существенно поднять маржу оператора, с другой, — подразумевает наличие у него соотвествующих BI-инструментов, позволяющих контролировать процесс тарифообразования с учетом интересов всех категорий клиентов, а также — привлекать в сеть новых участников.
Средняя по сети стоимость передачи инвойса примерно 20 долл.
Источник: Purchasing Insight
Ориентировочный расчет для снабженческой сети, охватывающей более 5 тыс. компаний, показывает, что передача одного инвойса обходится в среднем в 20 долл. При построении базовой модели, «зашитой» в демо-версии, в частности, предполагалось, что каждый поставщик снабжает 5 компаний-заказчиков, причем количество инвойсов подчиняется (статистическому) закону нормального распределения.
Из построенной на вышеприведенном скриншоте («зеленой») гистограммы мы видим, что меньше всего затрат в пересчете на инвойс у самых небольших поставщиков. Чтобы уточнить данный момент, перейдем на вкладку «ADVANCED». Там мы узнаем, что поставщики, эпизодически передающие по базовому тарифу «менее 5-и шутк инвойсов» за учетный период, платят за каждый такой документ более 5 долл., что не есть так уж и дешево.
А вот для подгруппы, которая, в общей сложности, передает от 5 тыс. до 20 тыс. инвойсов по тарифу Standard, пользоваться сетью, действительно, выгодно. Ведь отправка одного электронного документа обойдется им в сумму менее 1 доллара.
Взяв в руки калькулятор, можно убедиться в том, что каждый поставщик из данной подгруппы (в рамках тарифа Standard), в среднем, отправляет уже не 5, а 14 инвойсов за учетный период. Таким образом, стимулы «отыскивать», кому бы еще можно было передать инвойсы в электронном виде (а значит, попутно развивать операторскую сеть) у небольших поставщиков, что называется, наличествуют.
Меньше всего за 1 документ заплатят небольшие поставщики, работающие по стандартному тарифу
Источник: Purchasing Insight
Оператор также не остается в накладе. Убедимся в этом. Выбрав в выпадающем списке пункт «Затраты на одного поставщика-производителя» (Cost Per Vendor) мы узнаем, что в рамках сделанных нами исходных предположений, больше всего совокупных расходов понесут самые крупные поставщики. Согласно приведенным выше табличным данным они (в среднем) потратят по нескольку десятков тыс. долл. каждый.
Важно отметить, что доходы оператора, в целом, растут от «младшего» тарифа к «старшему». Хотя его тарифная сетка и предполагает всевозможные скидки от объема. Причем основные деньги он зарабатывает вовсе не на тарифе Standard, служащим, скорее, для первоначального привлечения участников, а на более крупных и «серьезных» клиентах.
Важно отметить, что доходы оператора, в целом, растут от «младшего» тарифа к «старшему»
Источник: Purchasing Insight
Таким образом, данный инструмент может быть полезен профессиональному провайдеру, на платформе которого создана EDI-сеть. Ведь для того, чтобы быстро получить приблизительное распределение доходов от обслуживания в разбивке по тарифам, в принципе, достаточно ввести всего три цифры — количество участников-поставщиков, общее число инвойсов и совокупную выручку, которую можно извлечь, например, из фактических данных за прошлый год.
Кроме того, разработчиками аналитического приложения предусмотрена возможность задать детальные настройки, отражающие специфику отрасли, конкретной группы пользователей и т.д. Что позволит перейти от грубых преварительных оценок к более точным и реалистичным.
Понятно, что кроме самого провайдера, такого рода бизнес-аналитика может быть интересна и поставщикам, поскольку дает им возможность оценить свои совокупные затраты на год вперед.
Наименее тривиальным является ответ на вопрос — зачем нужно интересоваться транзакционными затратами поставщиков тем, кто закупает у них товар? Объяснение, по данному поводу, аналитиков Purchasing Insight можно интерпретировать следующим образом. Первое время поставщик, получивший, наконец, возможность удобным способом взаимодействовать с покупателем, скорее всего, не будет обращать особого внимания на относительно небольшие транзакционные издержки при осуществлении электронного обмена. Вместо того, чтобы детально анализировать и прогнозировать данный вид затрат, ему будет проще списать их по факту на накладные расходы. И наслаждаться новой удобной технологией.
Однако если эти затраты начнут бесконтрольно расти и достигнут некой пороговой отметки, — после которой можно будет говорить о снижении эффективности функционирования цепочки поставок, — то поставщик вынужден будет обратить на них более пристальное внимание. И, так или иначе, найдет способ для того, чтобы «вернуть» такие расходы своему главному заказчику. Работа с которым когда-то и стала для данного поставщика-производителя основной побудительной причиной для того, чтобы начать пользоваться «закупочной» EDI-сетью.
Согласно такой логике рассуждений, получается, что, пожалуй, одним из главных заинтересованных пользователей подобного рода бизнес-аналитики является не провайдер или поставщик, а крупная компания, закупающая «сетевым» способом товары и услуги. Если процесс тарифообразования будет пущен на самотек, то оплатить весь этот высокотехнологичный «сетевой банкет» придется, в конечном итоге, именно ей.
Алексей Тихонов, Кирилл Новиков