Обзор рынка EDI за 2013 г.: диагностика проблем

Технологии EDI уже около 40 лет. Ее преимущества давно очевидны. Почему же данный сегмент растет достаточно медленно? Аналитики из Supply Chain Insights, опросившие в этом году 79 компаний-пользователей с оборотом свыше 250 млн. долл., тщательно препрарировали рынок электронного обмена и попытались выявить тайные болезни, мешающие сегодня его развитию.

EDI  любят  сегодня ласково сравнивать с «рабочей лошадкой» (workhorse), тянущей воз инфрмационного обмена при выстраивании и осуществлении движения товара по цепочке поставок. Однако связано ли это как-то с наступающим 2014-м «Годом Лошади», по восточному календарю, не скажет вам сегодня точно никто.

«Предновогодний» обзор рынка «EDI: Workhorse of the Value Chain», доступный  на сайте провайдера GXS, не стал в этом плане исключением. Исследователи из компании Supply Chain Insights привели в нем интересные цифры. И проанализировали некоторые нынешние «болезни роста» EDI-рынка. Если взять на себя смелость воспользоваться полюбившимся им художественным сравнением, то можно сказать, что лошади тоже болеют. И их нужно как-то уметь лечить. За что они, несомненно, будут благодарны.

Итоговый отчет предназначен для свободного распространения среди компаний, работающих с EDI. Суммарный оборот опрошенных в ходе его подготовки предприятий составил около 4 млрд. долл. Наиболее активными оказались респонденты из США (их около 80%), использующие стандарты ANSI X12, EDIFACT, RosettaNet и пр. Больше половины рассказавших о себе компаний являются производителями.

EDI-сети обмена данными и соответствующие ИТ-решения стали за последние годы более сложными и комплексными. На первый план в сегменте B2B выходит обеспечение «connectivity» — построения системы связей между компаниями, к чему активно привлекаются провайдеры, такие как Elemica, GXS, SupplyOn, E2open и др. В то же время, из приведенной ниже диаграммы видно, что «сетевому» сегменту EDI-рынка еще есть куда развиваться: даже в продажах его доля не превышает 10%. В дополнительной автоматизации особо нуждаются сейчас сложные формы взаимодействия компаний, например, с участием сторонних 3PL-логистов.

Способы обработки документов типа «order»среди компаний, использующих EDI/XML

Источник: Supply Chain Insights LLC, июнь-сентябрь 2013 г. (данные округлены до целых)

Возьмем для расчета приведенные на диаграмме цифры: вычтя из общего количества order-транзакций те, которые происходят с использованием почты, телефона и «прочими» способами, мы убедимся, что не менее 70% практикующих XML-обмен компаний так или иначе автоматизировали процесс обработки EDI-сообщений. Причем примерно половина из них добилась того, что XML-файлы обрабатываются без участия человека в этом рутинном процессе (см. синий сегмент диаграммы).

Полная автоматизация на базе EDI уменьшает количество дней, требующихся на осуществление поставки, в 2 раза, сокращает число коррекций, ошибочных заказов и ненужных перевозок — сообщают аналитики.

Отсуствие среди EDI-сообщений самого актуального на сегодня документа, — уведомления об отгрузке (в США оно называется Advance Shipment Notification, ASN), — повышает стоимость каждой закупочной процедуры в среднем на 78 долл. К этой сумме непродуктивных затрат следует добавить еще 1,5 долл. Их теряет примерно половина опрошенных компаний из-за того, что недостаточно активно использует штрих-кодирование и RFID-метки. Минимальный резерв экономии при переходе на EDI, таким образом, можно оценить как примерно 80 долл. на одну транзакцию.

Вторым, после ANS, по практической значимости сообщением в этом году исследователи из Supply Chain Insights признали Purchase Order Acknowledgement.

С другой стороны, стимулом к переходу на EDI служит то, что автоматизация обходится компаниям всего лишь в 1-2 цента в пересчете на один заказ, что, конечно же, несопоставимо меньше, чем те 80 долл. которые теряются из-за отсутствия ASN, RFID и пр.

Несмотря на впечатляющее сокращение затрат и высокую фактическую удовлетворенность опрошенных компаний от использования EDI-технологий, мировой рынок электронного обмена растет достаточно медленно, — констатируют аналитики. В частности, потому, что налаживание EDI требует участия различных компаний-контрагентов и длительных согласований правил обмена. Или, — как говорят в нашей стране, — наличия достаточно активной жизненной позиции у тех, кто решился организовать EDI-обмен с партнерами.

Любопытно, что только 6% опрошенных компаний предоставляют скидки контрагентам за то, что они переходят на EDI. Исследователи рынка, соотвественно, рекомендуют компаниям всячески поощрять своих партнеров к тому, чтобы использовать стандартные EDI-сообщения. Следует включить использование EDI во всевозможные торговые политики, партерские программы, программы обучения персонала. И т.д.

Неудачные внедрения EDI исследователи объясняют, в частности, тем, что к этой работе нередко относятся как к очередному ИТ-проекту. В то время как он требует наличия в команде интеграторов бизнес-лидера, четко понимающего выгоды, которые принесет его компании электронный обмен.

Top