В апреле 2016 года на конференции в Санкт-Петербурге, организованной компанией КОРУС Консалтинг СНГ, мой доклад содержал элементы анализа роли ФНС не только как регулятора рынка ЭДО[1], но и как оператора соответствующих услуг. В частности, услуги по передаче электронной налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые инспекции и в социальные фонды в 2015 году в России оказывали более 100 уполномоченных операторов ЭДО, а также сама ФНС через личные кабинеты на сайте nalog.ru.
Соотношение суммы клиентов всех российских операторов ЭДО и личных кабинетов на сайте ФНС отражает диаграмма 1.
В конце 2014 года через всех операторов ЭДО (кроме ФНС) подавали электронную отчетность 2,04 миллиона российских лиц, главным образом юридических. К ноябрю 2016 года их количество увеличилось на 14% и составило 2,33 миллиона.
За те же неполные два года число личных кабинетов на сайте ФНС выросло на 77% с 13 до 23 миллионов. Подавляющее большинство этих налогоплательщиков – физические лица.
Приоритеты Федеральной налоговой службы в предоставлении бесплатных государственных интернет-услуг физическим лицам и индивидуальным предпринимателям отражает диаграмма 2.
За два года доля юридических лиц, пользующихся личными кабинетами на сайте nalog.ru, увеличилась с 0,5% до 1%, а их абсолютное количество возросло в 3,4 раза с 64 тысяч в 2014 году до 216 тысяч в 2016 году.
Такое число «клиентов» сайта ФНС среди юридических лиц составляет 9% от общего числа активных клиентов всех операторов ЭДО и соизмеримо с моими оценками клиентской базы лидеров электронной отчетности без учета индивидуальных предпринимателей (диаграмма 3).
Не вижу (пока) смысла в построении иной диаграммы, отражающей доли рынка ЭДО в сегменте электронной отчетности с участием ФНС, по следующим причинам.
- В отличие от физических лиц и ИП, ФНС (пока) не предоставляет юридическим лицам возможность передавать электронные пакеты, содержащие налоговые декларации. По этой услуге ФНС (пока) не конкурирует с коммерческими операторами ЭДО. Личные кабинеты юридических лиц на сайте nalog.ru позволяют передавать и получать лишь вспомогательные электронные документы (запросы, выписки, подтверждения и др.) и в этой сервисной части конкуренция с услугами рыночных игроков есть.
- Некая часть (не могу оценить в процентах) юридических лиц, имеющих личные кабинеты на сайте nalog.ru, одновременно пользуются услугами коммерческих операторов электронной отчетности. Таким образом, услуги ЭДО от ФНС для юрлиц дополняют услуги игроков рынка.
- Услуги ФНС не являются в полном смысле рыночными, поскольку условно бесплатны. “Условно” потому, что за вспомогательные услуги и программное обеспечение назойливого криптосообщества (удостоверяющие центры, цифровая подпись и т.п.) заплатить таки надо.
Анализ иного сегмента ЭДО – услуг по передаче электронных счетов-фактур (ЭСФ), накладных «Торг-12», универсальных передаточных документов (УПД) достоин отдельной статьи. В этом сегменте ЭДО ФНС не является оператором, а играет понятные роли регулятора рынка, фискального накопителя и аналитика электронных документов с последующим переходом к карающей функции в отношении правонарушителей.
Выводы.
- Опыт ФНС России по созданию интернет-портала nalog.ru, обеспечивающего ЭДО для всех категорий налогоплательщиков, уникален. Его с интересом изучают налоговики из других стран и прочие любопытные.
- В сегменте ЭДО налоговой и бухгалтерской отчетности для физических лиц и ИП условно бесплатные услуги ФНС прямо конкурируют с услугами коммерческих операторов.
Широкие массы трудящихся индивидуумов могут сравнивать совокупную стоимость конкурирующих продуктов, их функционалы, удобство интерфейса и качество техподдержки, чтобы выбрать подходящий вариант отчёта перед государством электронным образом. - В сегменте ЭДО для юридических лиц условно бесплатные услуги ФНС (пока и почти) не конкурируют, а дополняют услуги коммерческих операторов. Знать бы прикуп послезавтра.
Руководитель проекта ГС1 РУС Степанищев Ю.А.