Национальная платежная карта «Мир» была создана не на волне конкуренции, а как средство обеспечения независимости такой огромной страны, как Россия. Кто сделал так, чтобы она появилась? Visa и Мastercard. В один момент они «нажали на кнопку» и остановили в России платежи. Тут мы спохватились и задумались — что будет, если они не отпустят на эту кнопку?
Можно говорить о том, что национальная платежная система у нас была и ранее: половину населения обслуживает Сбербанк, который сам ведет платежи. Его не могут остановить Мastercard или Visa, даже если их логотипы обозначены на карте — платежи, которые проходят внутри банка, они не видят.
По сути, Сбербанк как раз и представляет собой национальную платежную систему, которая совершенно конкурентна.
Но в целом бренд не так важен — важно, где операция завершается, цикл ее проведения. Идея была в том, чтобы все банки, в какой бы то ни было платежной системе, завершали операцию внутри страны.
Как сообщают сегодня «Ведомости«, ЦБ интересуется, как банки в регионах продвигают карту «Мир». Регулятор запрашивает, готовы ли банки к приему пластика, и просит предложения по развитию национальной карты.
Сейчас стоит задача сделать карту «Мир» более привлекательной для граждан и российских предприятий за счет тех сервисов, которые можно предоставить с использованием этой карты. Что это за сервисы, спросите Вы?
Не секрет, что коммерческие и государственные предприятия открывают так называемые корпоративные или закупочные карты, – это платежные карты, которые работают аналогично кредитным картам и могут быть использованы для оплаты покупок и услуг. Карты применяются традиционным способом, когда покупки разрешены у любого поставщика, или зона их действия может быть ограничена работодателем определенными товарами или поставщиками.
В некоторых странах, к примеру, в Великобритании, закупочные карты получили широкое распространение в госсекторе и, при правильном применении, позволяют значительно сократить административные расходы и принести прибыль.
Что интересного в корпоративных (закупочных) картах?
Существует достаточное количество документальных подтверждений значительной выгоды от использования закупочных карт в государственных организациях:
— исследование KPMG по заказу Британской Счетной палаты показало, что в среднем на обработку одной транзакции (на уровне центрального правительства) удается сэкономить 28 фунтов;
— национальный проект «Электронные закупки» получил данные от Deloitte & Touche, что на уровне местных органов муниципального управления стоимость транзакции может быть уменьшена на 33 фунта:
- значительная экономия средств, так как устаревшие процессы ручной обработки очень дороги, по сравнению с электронными транзакциями;
- дает персоналу мощный и точный инструмент учета;
- освобождает персонал (рабочее время) для более квалифицированной работы;
- повышает прозрачность, скорость и улучшает точность учета финансовых операций;
- позволяет выполнять последние требования законодательства по проведению платежей;
- уменьшает потребление (расход) бумаги.
Преимущества для поставщиков товаров и услуг:
- уменьшение затрат на управление кредиторской задолженностью;
- оптимизация финансовых потоков;
- уменьшение бумажной работы;
- снижение стоимости обработки транзакции.
Эффективность процессов и уменьшение стоимости административных расходов основаны на автоматизации по цепочке «заказ – оплата»:
- одобрение запросов на закупку;
- создание заказов на закупку;
- автоматическая привязка счетов-фактур и оплат поставщику.
Обычно эффективность данных процессов возрастает, если удается комбинировать системы электронных закупок и закупочные карты. В целом, полученная выгода будет определяться как разница между старым ручным способом организации цепочки «заказ – оплата» и внедрением системы электронных закупок и закупочных карт.
Преимущества для бизнеса.
Уменьшение затрат на ручной труд.
Во многих компаниях операции по обработке платежей и счетов-фактур, которые не приносят прибыли, требуют большого количества ручного труда и, следовательно, увеличивают затраты. В частности, данные сопроводительных документов, которые вручную требуется вводить в основную учетную систему организации, стоимость обработки запросов, когда, например, счет-фактура, полученная от поставщика, отличается по количеству или сумме от данных, внесенных в учетную систему покупателя.
Файл, содержащий несколько счетов-фактур, может быть получен из банка и загружен в основную финансовую или бухгалтерскую учетную систему, где в автоматическом режиме будет проведена сверка позиций. Закупочная карта объединяет счета-фактуры и создает консолидированный документ.
Если для согласования выписок по закупочной карте используется автоматизированная система, то это позволяет существенно сократить персонал, обрабатывающий счета-фактуры. Особенно это важно в сфере госзакупок, когда осуществляются централизованные закупки, поскольку в данном случае проще провести перераспределение персонала между бэк-офисом и фронт-офисом. В среднем, сотрудник отдела платежей верифицирует и обрабатывает около 10 000 инвойсов в год. Электронный файл, содержащий 10 000 инвойсов может быть загружен, сверен и согласован в течении 10 секунд.
Оптимизация денежных потоков.
Неэффективность процессов оплаты часто приводит к невозможности воспользоваться предлагаемыми поставщиками льготами за досрочную или своевременную оплату выставленных счетов. Более того, это может вынудить поставщиков поднять цены из-за увеличения стоимости обслуживания сделок.
Неэффективность также может привести к неточным оплатам счетов, вплоть до их дублирования, что также требует увеличения рабочих затрат как у поставщика, так и у покупателя, на выявление дублей и возврат денежных средств по ним.
Решающий фактор –низкие затраты на процедуры «закупка – оплата» .
Закупочные карты позволяют компаниям получить наименьшие, по сравнению со всеми существующими ныне системами, затраты по цепочке «закупка – оплата», как самостоятельно, так и в сочетании с системой электронных закупок.
И, пожалуй, самое важное, для нашей страны сейчас — снижение расходов на администрирование налоговых платежей
Master Card является НДС-аккредитованной в Великобритании. Это означает, что полученные из системы (Smart Data OnLine) отчеты могут быть использованы клиентами как электронные счета для возврата НДС. Аккредитация таможенным органом отчетов Line Item Detail (LID) позволяет обрабатывать данные электронным, безбумажным образом. Это позволяет компаниям заменить обязательное бумажное хранение данных по НДС их электронными записями, которые являются подтверждением операций по НДС. Автоматизация процессов уменьшает стоимость как отчетов, так и требований по возмещению налогов, а также обеспечивает их корректность, гарантируя полное возмещение.
Таким образом, чтобы продвинуть карту «Мир» всего лишь необходимо аккредитовать ее в России для учета операций по НДС между поставщиком, покупателем и налоговыми органами. Скажем, генерировать юридически-значимые электронные счета-фактуры на основе транзакций, проведенных по карте «Мир», и рассылать их через существующих операторов электронного документооборота (ОЭД, ДОЭД) поставщикам и покупателям. Интересно, кто первый подхватит эту идею, Сбербанк, Герман Оскарович Греф, или Зампред ЦБ Ольга Скоробогатова, или гендиректор НСПК Владимир Комлев? Логичнее всего в этой цепочке «закупка-оплата-счет-фактура» выглядит Сбербанк. Ведь именно Сбербанк имеет дочернее предприятие, специализирующееся на услугах EDI, ЭДО, а теперь еще и ОФД. С другой стороны, «кто первый» — не имеет такого большого значения, важно, кто реализует идею и доведет дело до результата, выгодного бизнесу и государству Российскому!
АЛЕКСЕЙ ТИХОНОВ
Использованы материалы: p2pnetwork.org Изображение: illinoistreasurer.gov