Чем отличаются ЭСФ и e-invoice? Мы часто отождествляем понятие e-invoice с понятием “электронный счет-фактура” ( ЭСФ ). Но так ли это но самом деле? Прежде, чем переводить счета-фактуры в электронный вид, было бы полезно разобраться с этим вопросом.
Европейский e-invoice ( инвойс ) заменяет, — как бы вбирая в себя, — сразу несколько привычных для российского бизнесмена документа: счет, накладную и счет-фактуру. Ивнойс — это «3 в 1». Для того, чтобы оформить поставку в ЕС нужен только он. Благодаря чему, исчезает кропотливая и трудоемкая задача — привязывать счет к накладной, накладную к счету-фактуре и т.д. А также, отпадает необходимость бдительно следить за тем, чтобы любые изменения и исправления ошибок делались в 3-х документах одновременно. И, желательно, синхронно.
Счета-фактуры были введены в РФ позже других документов. Но инвойсами их назвать можно лишь образно, в переносном смысле. Поскольку их добавили по чисто механическому принципу к тому, что уже было. Наш счет-фактура ничего не заменил, никаких документов в себя не вобрал. И вот уже пару десятков лет живет своей, строго перпендикулярной ко всему остальному жизнью.
С точки зрения Европы, в сфере инвойсинга наши бухгалтера решают задачу не только сложную, но и, самое главное, поставленную несколько противоестественным образом.
Отечественный бухгалтер в чем-то подобен жонглеру или поднаторевшему акробату, которому, помимо прочего, нужно еще увязать весь этот ворох из 3-х вышеперечисленных документов с еще одним, четвертым – платежным поручением. В крупных компаниях ведение учета принято разбивать на участки, за каждый из которых персонально отвечает выделенный для этой работы специалист. С европейской точки зрения, впору описать нашу ситуацию анекдотом из серии сколько нужно бухгалтеров в России, чтобы создать один инвойс?
Понятно, что если работать только с инвойсом, который заменяет счет, счет-фактуру и накладную, то многие нынешние неоднозначности и проблемы исчезают сами собой. В частности, только на нем одном будут проставляться и аккумулироваться все отметки о движении товара. И только на его основании будет проведен банковский платеж. При этом не будет досаждающих расхождений между разными документами — уже хотя бы по той очевидной причине, что документ-то будет только один-единственный.
Можно предположить, что упрощение и приведение внешнего документооборота к международному образцу — это вопрос времени. Между тем, надо как-то работать по тем правилам, которые есть сейчас. И опытный отечественный специалист, оформляющий сегодня первичку, заносит номера счетов-фактур в поля платежки «на основании» или в «примечания». Чтобы потом, при сверке, не запутаться и иметь возможность быстро вспомнить, чего и с чем связано. При частичной или поэтапной оплате проделывать все эти манипуляции приходится ему многократно. Поэтому усилий, предпринятых в рамках одной, отдельно взятой бухгалтерии, редко бывает достаточно.
Наши программисты ломают голову над совершенствованием бухгалтерских программ. Однако при нынешней постановке задачи, оно, по сути, может длиться бесконечно, чем-то напоминая нескончаемую борьбу человека с природой.
Налоговая инспекция занимается проверкой всей этой груды макулатуры. Зорко высматривая расхождения. Если ваш бухгалтер не успел еще превратиться в безошибочно действующего робота, то нарушения найдут обязательно. Бюджет государства пополнится. Налоговая служба продемонстрирует свою полезность и эффективность.
Таким вот образом, подходящее для себя занятие находят себе многие. Работой обеспечены все участники нелегкого и кропотливого процесса. Все они зачем-то нужны, чем-то заняты и, вроде бы, полезны. Но вот ответа на вопрос экономиста о том, какая ценность создается в процессе всей этой трудовой деятельности, найти невозможно. Какая эффективность того, чтобы носить воду решетом? Да нету тут никакой эффективности. И быть не может.
При всей строгости и точности российских законов и нормативных актов, счет-фактура – это, до сих пор, нечто неопределенное, не каждому обывателю до конца понятное. Разночтения и неясности заложены в основу процесса “тройственной” обработки документов, содержащих одну и ту же информацию. С точки же зрения EDI специалиста, все выглядит настолько просто, что обо всем об этом, — как ни парадоксально, — пишется с трудом. Во-первых, трудно убедить себя самого, что столь очевидные вещи нужно еще и кому-то объяснять. Поверить в то, что, действительно, бывают люди, которые могут здесь чего-то на самом деле не понять. Во-вторых, два десятка лет «затроившегося» документооборота ввергают в уныние. В-третьих, преследует какое-то смутное, несколько иррациональное чувство, которое трудно обозначить словесно. Вроде как ведешь себя бестактно и покушаешься на что-то святое и незыблемое.
Преодолев все эти трудности, хочется сделать вывод. Пример Европы нас так пока и не убедил. Бухгалтерские ошибки при ничем не обоснованном многократном дублировании одной и той же информации в нескольких документах, по сути, неизбежны. Заложены, так сказать, в основу процесса. Кстати, многие думают, что счет-фактура женского рода. И это тоже ошибка, поскольку знающие люди утверждают, что счет-фактура – это «он». И никак иначе. Итоговый вывод напрашивается сам собой: отечественная бюрократия, кажется, проделала все возможное для того, чтобы организовать все самым что ни на есть противоестественным образом — так, чтобы люди сломали себе и язык, и голову.
Алексей Тихонов
Фото: volumeone.org