Оформление документами хозяйственных операций в отечественной практике ведется так, как если бы поставки осуществлялись – отдельно (что удобно кладовщику), деньги платились – отдельно (удобно банку), налоги начислялись – отдельно (удобно ФНС). ЭДО всеми этими — вроде бы разными, но похожими друг на друга, как близнецы — документами чем-то неуловимо напоминает автоматизацию сизифова труда.
Поставки – это накладные, деньги – счета и платежки, налоги – счета-фактуры. Документы — разные, нумерация — разная, даты формирования — разные. Что удобно всем, кроме тех кто занимается бизнесом и вынужден поддерживать и оплачивать всю эту непродуктивную работу по переписыванию одного и того же из одного документа в другой. Тоже самое происходит и при внедрении ЭДО.
На практике, счет-фактура может быть выставлен до отгрузки товара, в момент отгрузки, после отгрузки. Оплата при этом может пройти как до выставления счета-фактуры, так и после. Подобных комбинаций в реальной жизни может быть много.
Все события фиксируются документами. Для правильного исчисления и уплаты налогов в каждом отчетном периоде приходится все эти документы увязывать друг с другом. Что, конечно же, трудоемко. Но ведь, наверное, чем больше документов, тем строже контроль?
Это не совсем так, поскольку возникающие варианты каждый хозяйствующий субъект пытается трактовать в свою пользу. И наиболее выгодным для себя образом отражать в учете. Если собственной фантазии вдруг не хватит, то несложно найти аудиторскую компанию, которая поможет с подобного рода оптимизацией. Аудиторы не могут не быть недовольными. Первички много. Проверять им – всегда есть чего. Доходы от консалтинга всякого рода составляют важную часть из заработка.
Излишние документы запутывают, переусложняют учет и открывают всевозможные лазейки для тех, кто их ищет. Не замечать очевидного выгодно сегодня многим. Причем по самым разным причинам. В частности, что-то подсказывает, что если вы ждете серьезных, доведенных до стадии принятого законопроекта предложений от отраслевых ассоциаций аудиторов и бухгалтеров о введении в нашей стране инвойсов европейского образца, то вам, пожалуй, лучше сразу же запастись изрядным терпением.
Европа сейчас, похоже, всерьез озаботилась тем, что всякого рода задержки за поставленные товары снижают экономические показатели. Особенно пагубны они для небольших производителей. Всевозможная возня с переписыванием из одной бумажки в другую непродуктивна, отнимает время, замедляет хозяйственный оборот.
ФНС обязана стоять на страже государственных интересов, а значит – должна обратить на это внимание. Но это лишь в теории. На практике оказывается, что штрафовать за всевозможные несущественные нарушения и почти неизбежные расхождения между многочисленными документами – это отличный способ выполнить “план” по сбору денег. Не особенно беспокоясь обо всем остальном.
Чем больше бумаг, тем больше создается рабочих мест, необходимость которых поддерживается, пожалуй, несколько искусственно. Перебирать бумажки, заниматься автоматизацией и консультировать по поводу того, как все нужно правильно делать – это, конечно же, сильный ход в деле борьбы с безработицей. Но помимо создания видимости того, что все при деле, кому-то ведь нужно и работать. Причем не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле этого слова – производить товары, оказывать действительно востребованные рынком услуги, конкурировать, зарабатывать прибыль.
Эффективному бизнесу не нужна бюрократия, непродуктивные работники и сервисы, которые ему насильно навязываются. При нынешней ситуации он будет стремиться в тень и в оффшоры. Платить Сизифу за его труд – быть неконкурентоспособным на мировом рынке. Российские бизнесмены вкладывают серьезные деньги за рубежом. В то время как наши законодатели ломают голову над вопросом привлечения иностранных инвестиций.
Непродуктивный труд имеет свойство разрастаться, плодить проблемы, вовлекать в свою орбиту всех, кого только возможно. В частности, EDI-провайдеров. Чем больше электронных документов и транзакций, тем больше денег у EDI-оператора.
Базовый тариф, измеряемый в рублях за переданное сообщение, делает отечественного провайдера незаинтересованным в том, чтобы документов вдруг, по любой причине, стало в разы меньше. Посмотрев на проблему с этой точки зрения, провайдер или оператор невольно становится в длинную очередь за деньгами к тем, кто их действительно зарабатывает.
Рынок EDI в РФ “увяз” в ритейле и развивается из-за этого медленно. Подавляющее большинство отечественных бизнесменов, чаще всего, оказываются скорее вынуждены, по той или иной причине, обращаться к провайдеру, нежели чем делать это абсолютно добровольно, из чисто экономических соображений. В то время как на Западе многие компании смотрят на EDI-провайдера как на выгодного партнера, которому можно и нужно платить не за штуки документов и квитанций, а отчислять процент с суммы, фигурирующей в переданных документах и сообщениях.
Пока наши провайдеры азартно торгуются с отечественными заказчиками про то, сколько именно рублей стоит передача одного сообщения, учет национальных особенностей стал по-настоящему доходной статьей для крупных международных игроков рынка электронного обмена, охотно конвертирующих инвойсы под требования той или иной страны. Таких, как компания Тungsten, которая недавно купила ведущего международного провайдера OB10. Последним пополнением списка обслуживаемых стран стала Саудовская Аравия: в июне клиенты Тungsten получили возможность получать и принимать морские и внутренние инвойсы, имеющие там юридическую значимость.
Алексей Тихонов