Рынок внешнего ЭДО продолжает расти

Рынок внешнего электронного документооборота (ЭДО) в РФ способен сегодня поразить стороннего наблюдателя как относительно небольшим текущим объемом (порядка сотен млн. долл.), таки и стремительным темпом роста сегмента электронных счетов-фактур (ЭСФ).

Российский ЭДО выглядит гораздо убедительнее рынка EDI, где счет заказчиков пока идет на десятки тыс. По оценке руководителя проекта GS1 Юрия Степанищева, потребителями услуг ЭДО являются порядка 2-х млн. компаний и предпринимателей, пересылающих электронные документы в форматах ФНС,  участники ВЭД и таможенные брокеры (их более 80 тыс.) и пр. Основные продавцы услуг ЭДО – это порядка сотни операторов ЭДО и системных интеграторов, разработчиков ПО типа СЭД/ECM и ERP-систем, более 300 удостоверяющих центров и др.

Если взять за основу количество сданной электронной отчетности, то лидеры рынка ЭДО распределятся так, как показано на нижеприведенном рисунке. Сегмент сдачи налоговых деклараций вырос в прошлом году на 20%, что намного уступает темпам начавших с “низкого старта” ЭСФ, которых в 2013 году стало в 4,5 раза больше, чем в 2012-м. Согласно некоторым оценкам, ЭСФ вкупе с электронными накладными составляют сейчас порядка 80% от всего трафика электронной первички.

Лидеры рынка ЭДО среди спецоператоров налоговой отчетности

Лидеры ЭДО в форматах ФНС

Источник: GS1      

Впрочем понятно, что стремительным ростом сегмента электронных счетов-фактур не стоит обольщаться. Поскольку действительно доступными для основной массы желающих они стали лишь где-то к концу 2012 г.  Иначе говоря, если бы сравнение проводилось с 2011 г., то процент роста определенно бы “зашкалил” – ведь тогда ЭСФ в РФ официально еще не было.

Совокупный объем рынка ЭДО GS1 оценивает цифрой от 5 до 8 млрд. руб., что в разы превышает объем отечественного EDI. Если оценить совокупный оборот российского рынка EDI и внешнего ЭДО ориентировочной цифрой порядка 10 млрд. рублей, то его можно сопоставить, например, с доходом польского провайдера Comarch за 2013 г. Который, — по словам директор по продажам сервисов Славомира Саяка (Slawomir Sajak), — составил 300 млн. долл.

Цены на электронную передачу одного счета-фактуры начинаются у нас с ориентировочной отметки в 10 руб., в то время как стоимость аналогичного мероприятия в “бумажном” формате может обойтись в несколько десятков руб. Казалось бы, это выгодно, быстро и удобно. Впрочем, есть немало тонких моментов. В частности, имеет смысл иметь в виду, что отечественный счет-фактура не является инвойсом: в отличие от Европы – это лишь часть комплекта первичных документов.

Увязать одно с другим, — не запамятовав при этом про третье, — стоит значительно дороже. Стоимость обработки, отправки и хранения всевозможных “связанных” между собой отраслевых комплектов документации сегодня ограничена лишь энтузиазмом со стороны клиента и творческой фантазией оператора с интегратором. И, — в конечном пересчете, — вполне может оказаться на порядок дороже тех привлекательных цен, которую озвучивают новым клиентам в начале общения с ними.

Таким образом, оценка числа ежегодно передаваемых электронных документов в сотню-другую млн. единиц будет весьма оптимистичной. С другой стороны, даже такое количество составит менее 1% от того объема “бумажной” первички, которую будет можно и нужно перевести, со временем, в электронный вид.

В связи со всеми этими обстоятельствами, планы многих операторов внешнего ЭДО сегодня радужные. “Всего за первый квартал 2014 г. через систему Диадок передано более 4 млн юридически значимых электронных документов. Из них 1,8 млн – ЭСФ, 1,6 млн – электронные накладные ТОРГ-12, — пишет в пресс-релизах «СКБ Контур». — По самым консервативным оценкам, в 2014 г. следует ожидать роста объема ЭДО более чем в 4-5 раз”.

В 1 кв.2014 г. через Диадок передано более 4 млн. юридически значимых электронных документов

Диадок бьёт рекорды по электронному документообороту

Источник: IT-EBURG.com     

“Рост объема документооборота происходит сегодня преимущественно за счет подключения новых компаний. Самый большой вклад в объемы трафика юридически значимого документооборота вносят ритейл (55%), фармдистрибуция (10%) и автодистрибуция (10%), — делится статистикой  «СКБ Контур». — Наибольшее количество клиентов, вовлекаемых в ЭДО, возникает при подключении контрагентов операторов связи, энергосбытовых компаний и других операторов массовых услуг”.

Веб-интерфейс пользуется в сфере ЭДО большой популярностью. Однако основной объем трафика генерируется не через него. “Основной объем документов попадает в систему ЭДО из учетных систем компаний через интеграционные решения (87%) и только 13 % документов создаются через веб-интерфейс. При этом доля компаний, которые работают только через веб-интерфейс, составляет 70 %”, — поделился «СКБ Контур». Таким образом, интеграция и автоматизация “делают погоду” как на рынке EDI, так и сегодняшнего внешнего ЭДО.

Top