Если компания работает много лет с одним и тем же, устоявшимся списком партнеров, то особой, отдельно осознанной нужды в управлении, хранении и синхронизации данных о товарах не возникает. Ведь редкими изменениями можно, например, обмениваться путем пересылки очередного файла по электронной почте. Если же от «статики» мы перейдем к динамичному наращиванию продаж и числа контрагентов, то развивающейся компании рано или поздно потребуется ИТ-система PIM и MDM.
PIM (Product information management) – это процессы, информация и технологии, требуемые для того, чтобы управлять всею совокупностью корпоративных данных о продукте. Причем так, чтобы они соответствовали установленным для этого форматам и стандартам, а сведения о товарах были легкодоступны и не противоречили друг другу. Такое определение дали для PIM аналитики из Ventana Research, обнародовавшие на днях свое исследование “Streamlining Information for Consumer Goods”, посвященное потребностям компаний из FMCG-сектора.
Одним из вызовов современности является необходимость увязывать между собой сведения в форматах XML или, скажем, CSV с мультимедийными данными о товаре. Сегодня нужно иметь не только возможность EDI-обмена через интернет, но и предоставлять описание товара через интерфейсы приложений на мобильных устройствах. Что, по идее, должно быть учтено в специализированных “коробочных” решениях.
Однако готовыми “off-the-shelf” ИТ-решениями для управления каталогами сведений о товаре пользуется лишь 26% опрошенных компаний. Гораздо более распространены другие, подсобные способы решить ту же проблему: приспособить под эти цели базы данных общего назначения, дописать свой код, забить товарные сведения вручную.
Аналитики Ventana Research выяснили, что две трети компаний из сегмента FMCG планируют в ближайшие полтора года заменить свои системы по управлению данными о товарах. Если их прогноз подтвердится, то еще через пару лет аналогичный спрос наверняка проявится и у нас.
Выявление такой массовой готовности FMCG-отрасли к модернизации, пожалуй, и стало главным результатом исследования. Многие эксплуатирующиеся сегодня ИС перестали отвечать возросшим требованиям, не способны масштабироваться и пропускать через себя поток справочных сведений о новых продуктах так, чтобы информация была исчерпывающей и достоверной, — предположили аналитики.
Заменить в ближайшее время PIM планирует более половины компаний из FMCG
Источник: Streamlining Information for Consumer Goods, Ventana Research 2014
Достаточно очевидно, что самая наилучшая PIM-система сама по себе не способна устранить возникшую проблему с мастер-данными, поскольку они должны в ней сначала откуда-то появиться. Компании из FMCG, — объединенные процессом SCM, — должны обмениваться информацией о товарах, что на практике делают пока только 19% из них. Современная PIM-система должна уметь получать информацию из сетей типа GDSN и трансформировать ее во внутренние форматы компании, выполняя, таким образом, роль информационного шлюза, поддерживающего стандарты обмена.
Сеть GDSN управляется GS1, в которой состоит более 1 млн. членов из 110 стран, обрабатывающих более 6 млрд. стандартизированных транзакций ежедневно. Помимо регулирования оборота потребительских товаров, GS1 фокусирует свое внимание на здравоохранении, логистике и пр. GDSN выполняет в наши дни роль инфраструктуры, на базе которой разворачивают свои сервисы многие другие игроки рынка.
Так, более 15 тыс. компаний из 54 стран подключены к сервисам провайдера 1WorldSync. PIM обычно подключается к GDSN через коннектор, причем передаваемые данные дополнительно проверяются 1WorldSync на предмет интероперабельности. Это, в частности, дает возможность каждому производителю беспрепятственно предоставлять сведения о своих изделиях любому ритейлеру, подключенному к сети обмена.
Главное чем ценна PIM — это рост продаж
Источник: Streamlining Information for Consumer Goods, Ventana Research 2014
Перечисляя достоинства PIM, было бы неправильно начинать с того, что система позволяет исключать ошибки в данных. Гораздо более существенным считается то, что она способна поднять объемы продаж. Сегоодня также стало важно не забыть упомянуть и о том благотворном влиянии, которое оказывает PIM на канал сбыта через e-commerce, а также на эффективность использования корпоративных ERP и систем PLM (product life cycle).
Наконец, ни одно серьезное исследование, затрагивающее тему MDM, не может уже обойтись без упоминания о том факте, что потребителями сведений о товаре является в наши дни не только ритейлеры с логистами, но и сами конечные покупатели. В 2013-м году эту весьма много-аспектную тему было принято ограничивать товарами быстрого спроса. И закруглять, на чем-то вроде того, что сегодняшние покупатели хотят получать в удобном им виде информацию об ингредиентах пищевых продуктах.
К каким практическим последствиям приведет выявленная аналитиками Ventana Research массовая неудовлетворенность нынешними системами PIM и о том, чего еще покупатели захотят узнать о приобретаемых ими товарах, должно нам показать завершение 2014-го и начало 2015 года.