Odoo — История успеха

Мне нужно было изменить мир. Я хотел его изменить…

Вы знаете как это происходит, когда Вы молоды: Вы мечтает о больших делах, полны энергии и чрезвычайно наивны. Я мечтал стать лидером рынка систем управления предприятиями благодаря разработке полностью открытого ПО. (Также к 30 годам я хотел иметь финансово-независимую компанию и 100 сотрудников, но уже через несколько месяцев увидел, что это невыполнимо.

Чтобы сохранить мотивацию я должен был выбрать противника. Бизнес – это как игровая площадка. Когда Вы приходите в новую школу и хотите быстро стать лидером, то обязаны выбрать главного хулигана в классе, старшего парня, который терроризирует маленьких мальчиков и навалять ему на глазах у всех. Такую стратегию я выбрал в борьбе с SAP – гигантом софтверной индустрии.

Итак, в 2005 году я начал разработку TinyERP – программы, которая (по крайней мере по моему замыслу) должна была изменить отрасль. Готовясь ко дню решающей битвы, в 2006-ом я приобрел доменное имя SorrySAP.com Я держал его в резерве 6 лет, ожидая подходящего момента для удара.. Я думал, что на подготовку выступления против компании стоимостью 77 миллиардов долларов уйдет 3 года, только потому что открытый код – это так круто. Иногда для само-мотивации лучше не смотреть в лицо реальности…

Чтобы чего-то добиться я много работал, очень много. Я работал 13 часов в день, 7 дней в неделю, без отпуска в течении 7 лет. За это время я потерял друзей и расстался со своей девушкой ( к счастью, я нашел более ценную жену. Позже объясню, почему она стоит 1 миллион EUR :).

Три года спустя я обнаружил, что невозможно изменить мир, если Вы “крошечный”. Особенно, если США – часть этого мира, где лучше быть BigERP, чем TinyERP. Можете себе представить каким маленьким себя чувствуешь перед директорами Danone, которые спрашивают: “Почему мы должны платить миллионы долларов за крошечную программу?” Поэтому, мы переименовали TinyERP в OpenERP.

Так как мы много работали, то процессы начали развиваться. Мы разрабатывали десятки модулей для OpenERP, сообщество open source росло, и я даже мог не бояться, что смогу выплатить зарплату всем сотрудникам в конце месяца (ситуация с которой я боролся 4 года).

В 2010-м мы имели компанию с более чем 100 сотрудниками продающими сервисы OpenERP и мощный, но уродливый продукт. Так происходит, когда обслуживание клиентов отвлекает Вас от создания исключительного продукта.

Это было время для разворота в бизнес модели.

Разворот

Мы хотели переключиться от сервисной компании к компании, издающей ПО. Это позволило бы нам выделить больше сил на исследования и разработку. В результате, мы сменили бизнес модель и решили прекратить обслуживать клиентов и сфокусироваться на построении крепкой партнерской сети и предложений. Это стоило денег, поэтому мне нужно было “поднять” несколько миллионов евро.

После нескольких месяцев хождения по инвесторам я имел около 10 соглашений о намерениях от разных венчурных компаний. Мы выбрали Sofinnova Partners, крупнейшую европейскую венчурную компанию, и Xavier Niel, основателя Iliad – единственной компаниии во Франции за последние 10 лет, достигшей оценки в 1 миллиард евро.

Я подписал соглашение о намерениях и не подозревал, что этот контракт превратит меня в бездомного (У меня уже была собака, чтобы стать бездомным оставалось только потерять много денег). Финансирование основывалось на оценочной стоимости компании, но в контракте был прописан механизм переоценки компании до 9,8 миллиона евро в зависимости от оборота за прошедшие 4 года. Я должен был получать опционы, конвертируемые в акции, если мы достигнем оборота, заданного в целевых показателях бизнес-плана.

В ночь перед получением опциона у нотариуса моя жена проверила контракт. Она спросила, какие налоги нужно будет заплатить за опционы? Я позвонил юристу и знаете что? Бельгия, возможно единственная страна в мире, в которой Вам нужно будет заплатить налоги, если Вам предлагаются опционы, даже если Вы никогда не согласуете условий их конвертации в акции. Если бы я принял опционы, то вынужден бы заплатить 12,5% налог на 9,8 миллионов евро, т.е. 1,2 миллиона евро за 18 месяцев! Т.о. моя жена стоит 1,2 миллиона евро. Я оказался бы бездомным без нее, т.к. на тот момент не получал зарплату.

Мы изменили условия сделки и я получил 3 миллиона евро. Это позволило мне нанять крутую команду менеджеров.

OpemERP_board (copy)2

 

Быть взрослой компанией

 Имея деньги на счету, мы усилили два отдела: R&D и Продажи. Мы сожгли два миллиона евро за 18 месяцев, в основном на зарплату. Компания начала расти еще быстрее. Партнерская сеть выросла до 500 членов в 100 странах и мы начали подписывать контракты с шестью нулями.

Затем, все стало иначе. Вы знаете, утомительные вещи, как управление персоналом, заседания совета директоров, обслуживание контрактов крупных клиентов, поездки для открытия международных филиалов. Мы занимались такой скукотой как бюджеты, карьеры, заседания правления и т.д.

2011 стал сложным годом. Наши ожидания не оправдались: на удалось достичь 70% от запланированного бюджета продаж. Совещания руководства проходили в натянутой обстановке. Мы оказались в безвыходном положении и чувствовали неудовлетворенность собой. Было ощущение, что мы упускаем что-то важное. Это странное чувство, что ты делаешь экстраординарный продукт, но не можешь гордиться собой.

Но в один из дней, кто-то (не помню кто, у меня короткая память) сделал график месячного оборота за последние два года. Это было как пробуждение из кошмарного сна. В действительности все было не так плохо, мы увеличили месячный оборот в 10 раз за почти два года! Это был момент, когда мы осознали, что OpenERP – это марафон, а не спринт. Только 100% ежегодный рост может быть хорошим результатом…, если только Вы можете держать такой темп несколько лет.

turnover_updated4

Как обычно, мне следовало прислушаться к мнению своей жены. Она более смышленая в этих делах, чем я. Каждую неделю, когда я жаловался ей, что все идет недостаточно хорошо, что мы должны расти быстрее, что мы что-то упускаем из виду, она обычно отвечала: “Но вы уже самая быстрорастущая компания в Бельгии!” (Deloitte назвал нас самой быстрорастущей компанией в Бельгии с ростом оборота 1549% в период с 2007 по 2011 годы).

 

Изменяя мир

Затем мечты начали воплощаться в реальность. Мы стали получать свидетельства, что наша работа могла бы изменить мир:

  •  Мы стали самой устанавливаемой ERP в мире – 1 000 инсталляций в день;
  • Аналитики из Большой 4-ки стали предпочитать OpenERP, а не SAP;
  • OpenERP стал обязательным предметом для изучения в бакалавриате во Франции, наряду с Word, Excel и PowerPoint;
  • 60 новых модулей выпускаются ежемесячно (мы стали википедией систем управления благодаря сформировавшемуся вокруг нас сообществу);
  • В 2013 у нас было 2 000 000 пользователей по всему миру.

Что-то происходит… И что-то великое!

 

Новое финансирование в 2014

После нескольких лет стремительного роста мы достигли еще одной удивительной цели – получили новое финансирование на 10 миллионов долларов, совместно предоставленных лидерами венчурного финансирования: XAnge (Франция), SRIW (Бельгия), Sofinnova (Франция), и менеджментом компании.

Новое финансирование поддержит ускорение выдающегося роста компании, наблюдавшегося в предыдущие годы, обеспечивая удвоенное усиление коммерческих сил и персонала R&D – уже более 100 сильных сотрудников.

 

Восход Odoo

Разрушив рынок ERP, OpenERP двинулась далеко за границы поля, очерченного традиционными ERP-игроками. В настоящий момент интеграция деловых процессов не ограничивается продажами, бухгалтерией, инвентаризаций и закупками. В июне 2014 года состоялся релиз 8-й версии, которая включает впечатляющий модуль CMS & eCommerce, Точку продажи (Point of Sale), встроенный BI-движок и многое другое (более 3000 модулей).

Наша исключительная технология позволяет нам продвигаться на новых рынках (CMS & eCommerce) и предлагать продукт, который создает проблемы существующим игрокам рынка open source (WordPress, Magento, etc). OpenERP CMS настолько хорош, что даже основные конкуренты признали его публично, когда мы выпустили бета версию.

Если нынешние игроки рынка open source имеют реальный цель догнать нас технически, то мы должны решить огромную маркетинговую задачу. WordPress занимает 22% всех интернет сайтов. Мы были лидерами ПО систем управления, но мы начали с 0% рынка веб-сайтов.

Двигаясь вперед, мы привлекли 10 миллионов долларов в мае 2014 для усиления маркетинга и продаж. С целью отражения нашего видения будущего, мы вынуждены были изменить имя, чтобы оно не ограничивалось только функциями ERP. Нам нужно имя, которое позволит поддержать наши амбиции, создать бизнес решения, подобные CMS, eCommerce, Business Intelligence и, кто знает, даже ракеты или автомобиль без водителя ( в будущем)…

В мае 2014 мы переименовали компанию и продукт в Odoo. И началась новая история…

 

Фабиен Пинкаерс (Fabien Pinckaers)

Odoo Основатель и Генеральный директор


 Источник, изображения:  Odoo.com

 

 

Top