Invoice Processing Platform — eдиная платформа обработки счетов-фактур в госсекторе США. Проекция на Россию.
Бюро управления и бюджета США разрабатывает новое руководство, в котором настоятельно рекомендует учреждениям использовать только Invoice Processing Platform (IPP) для электронных транзакций. Иными словами, единую платформу для обслуживания всех государственных учреждений при обмене документами как друг с другом, так и с бизнесом, который взаимодействует с госструктурами. Примечателен факт, что платформа предоставляется на бесплатной основе как для госучреждений, так и для их поставщиков.
Бюро управления и бюджета (OMB) США распространяет правило «соблюдай или объясняй», что смягчает обязательное использование IPP, но это потребует от учреждения обосновать, почему они не будут использовать IPP. То есть без некоторого принуждения инновации не внедряются и в США.
У нас в России в настоящее время ФНС активно работает в части внедрения электронных счетов-фактур с несколькими десятками компаний-операторов. Хотя в настоящее время вопрос о едином операторе для государственных структур громко не обсуждается, но эта идея витает в воздухе. Вероятно, на эту роль будут претендовать наиболее активные и крупные компании-операторы, такие как Сбербанк (оператор КОРУС Консалтинг СНГ), СКБ Контур, Такском. Тем более, что у них уже накоплен многолетний положительный опыт взаимодействия с ФНС в части сдачи отчетности в госорганы в электронном виде и на сегодня они обслуживают сотни тысяч предприятий, многие из которых взаимодействуют с госорганами в части госконтрактов. То есть, очень многие предприятия уже подключены к сервису этих операторов. Осталось только подключить государственные министерства и ведомства.
Как и в большинстве случаев для принятия общих сервисов в правительстве для IPP не было никакого особого мандата или требования, чтобы использовать именно IPP. По этой причине Бюро налоговой службы должно было убедить или продать преимущества IPP в другие ведомства. Только недавно Департамент сельского хозяйства согласовал использование IPP в своей деятельности, тем самым выступил в качестве первого крупного ведомства, согласившегося использовать все услуги IPP. Остальные 70 ведомств и министерств, даже если некоторые из них воспользовались порталом каким-то образом несколько раз, сегодня не используют все услуги (см ниже).
Какое ведомство в России выступит инициатором перевода госсектора на электронные счета-фактуры или же все будут ждать «команды сверху»? — этот вопрос пока оставим открытым.
Новое правило «соблюдай или объясняй» — это толчок, часть более агрессивного плана для перевода всех учреждений на IPP в 2015 году. OMB видит, что более широкое использование ИПП даст возможность потенциально увеличить эффективность, сэкономить деньги и снизить количество дублирующих систем.
Задача снижения расходов, повышения эффективности в госсекторе в России стоит в настоящее время особенно остро. И было бы логичным ожидать соответствующих «толчков» по переводу госсектора на элеткронные счета-фактуры и у нас в стране. Тем более, что желающих принять участие в этом процессе операторов уже вполне достаточно. И опыт работы их на рынке с подобными технологиями (около 10 лет) говорит о приемлемом уровне технической и технологической зрелости этих компаний. Однако могут возникнуть и трудности. В частности, вопрос «дублирующих систем». Ведь у нас каждое министерство сам себе автоматизатор. Имет свой ИТ-бюджет, штат соответствующих специалистов, и свои наборы информационных систем, своих подрядчиков. Отказаться от всего этого даже частично будет очень сложно. Как компромисс может служить интеграция внутренних систем с внешними платформами.
Министерство финансов США разработало Invoice Processing Platform в 2007, чтобы сделать обработку счетов-фактур поставщиков и документов внутриправительственных сделок проще и дешевле. Внутриправительственные сделки — это сделки между ведомствами, в которых одни органы платят за услуги другим.
IPP обеспечивает пять основных функций:
- электронные заказы на покупку
- услуги уведомления об оплате
- электронные счета-фактуры
- внутриправительственные сделки
- автоматизацию процесса движения документов (workflow)
Все эти функции хорошо знакомы нашим операторам и давно реализованы в их платформенных решениях. Более того, они широко используются в B2B обмене заказами, счетами-фактурами и другими документами в цепочках поставки товаров. Будь то, к примеру, платформа «Сфера» (КОРУС Консалтинг СНГ) или «Диадок» (СКБ Контур).
В настоящее время IPP сообщает о 80000 производителей, которые используют их услуги по передаче и отслеживанию счетов, но использование государственными учреждениями по-прежнему ограничено. Считается, что если все ведомства федерального правительства использовали бы IPP, то это может снизить издержки на $ 450 млн в год. По данным казначейства переход одного федерального органа на IPP приводит к сокращению затрат на обработку счетов-фактур в среднем на 50 процентов.
В России на сегодня к сервисам обмена электронными счетами-фактурами подключено намного больше компаний — от полумиллиона до миллиона. И уровень внутренних издержек от обработки бумаг, можно предположить, не ниже, чем в США. Таким образом, как минимум 30 миллиардов рублей (450 млн долларов) в год экономии бюджетных средств в России терпеливо ждет чьего-то решения.