Рынок проверит платформы EDI провайдеров на «грузоподъемность»

Начало главных событий, связанных с российским рынком EDI, можно датировать примерно 2005-м годом. Таким образом, EDI в РФ перешагнул восьмилетний рубеж своего развития. Что на нем было вчера, что происходит сейчас и чего его ждет в предстоящем году?

За последние годы, усилиями ведущих операторов, — таких как КОРУС Консалтинг СНГ, Cislink и Exite, — были подключены к EDI практически все крупные торговые сети и подавляющее большинство их поставщиков. На компании, ставшие “первопроходцами”, легла основная «общественно-полезная» нагрузка по продвижению в отечественный B2B-сектор новых для России EDI-сервисов, по убеждению в их неоспоримых преимуществах будущих клиентов.

В наши дни, начинается проникновение EDI-технологий в банковский сектор, логистику, фармацевтику и ряд других отечественных отраслей. Пополняются ряды компаний-операторов, использующих и дорабатывающих «чужие», а также продвигающих «свои» EDI-платформы.

Когда количество клиентов относительно невелико, то реализовать высокий уровень надежности сервиса обычно не представляет большой технологической сложности. Особенно, если делать это, опираясь на зарубежные решения.

Поэтому не случайно, что технологическую базу первым российским операторам предоставили европейские компании.

Например, компания КОРУС Консалтинг СНГ использовала платформу ECOD, изначально разработанную польской компанией Comarch на базе MS BizTalk Server. С нее же в Прибалтике начинала компания Edisoft, которая, впоследствии, перевела местных клиентов на платформу собственной разработки, а также начала работать в России.

Компания Cislink в 2004 г. подписала дистрибьюторской договор на использование ПО с компанией Influe, купленной в 2007 году французской Generix Group.

EDI-провайдер E-COM (Систем Групп Рус) работает на платформе Exite Evolution, базирующейся на разработках австрийской Editel Group. То же самое можно сказать и про, позднее появившегося, отечественного провайдера LeraData (Фора-Пром).

Зарубежные платформы имеют долгую историю своего создания и отличаются “продвинутым” функционалом. Что, видимо, и явилось причиной их первоначальной популярности у отечественных игроков EDI-рынка, которым оставалось приспособить базовые сервисы к требованиям российских законов, доработать клиентские модули, сделать интеграцию с ERP, создать веб-интерфейс на порталах и т.п.

Ряд компаний, изначально позиционировавшихся как компании-операторы ЭДО, оказывают сегодня EDI-услуги — часто, на платформах собственной разработки. К ним можно отнести, например, компании Контур, Тензор и др.

Среди российских компаний, приступивших к разработке своих решений «с нуля», есть те, кто начинал с относительно несложных операций, не относящихся напрямую к EDI. Например, — с передачи файлов отчетности, автоматически сгенерированных учетными программами.

Соответственно, вопросы о содержимом таких файлах, возможности их трансформации в формат структурированных сообщений и т.д., изначально отечественными разработчиками детально не рассматривались. Можно сказать, что к теме EDI они «зашли» своим собственным путем — в отличие от зарубежных программистов, изначально нацеленных на разработку промышленных решений именно по генерации и передаче электронных данных, а не по контейнерной транспортировке файлов.

Есть у таких отечественных разработчиков и сильная сторона. Ведь многим операторам, в процессе эволюции отечественного законодательства, буквально по шагам пришлось пройти все стадии обеспечения соответствия и придания юридической значимости документам. Соответственно, понимание всего этого процесса и тонких моментов комплаенса “по-российски” наработалось у них за все эти годы достаточно глубокое.

“Скрытой”, — до поры до времени, — частью айсберга оставался вопрос о надежности платформенных EDI-решений. Сегодня этот аспект становится все более актуальным.

Это происходит потому, что количество клиентов каждого из основных провайдеров рынка достигает сотен, если уже не тысяч. Причем нагрузка на платформы растет в геометрической прогрессии: счет количества документов и сообщений давно идет на десятки и даже сотни тыс. шт. в день. Требования заказчиков, — непрерывность бизнеса которых во многом зависит теперь от работы EDI-сервисов, — по части SLA также растут.

Но успеют ли операторы требующимися от них темпами совершенствовать свои решения? И позволят ли технологии, заложенные в основе их платформ, быстро масштабировать мощности? Ведущих игроков рынка EDI все эти вопросы заботят сегодня уже в полной мере. Потребителей EDI они тоже весьма интересуют.

Чисто формальное повышение уровня финансовой ответственности оператора, прописанного в договорах, — это, пожалуй, самый простой и быстрый путь ответить нынешним запросам клиентов. И реализовать его “на бумаге”, подправив условия контракта, легко.

Однако понятно, что кроме штрафов и, в перспективе, банкротства провайдера он ничего не принесет. Если при этом используемая платформа одновременно не поднимается на новый уровень качества с каждой такой, — ужесточающей условия, — правкой договора с крупным клиентом.

Наличие объективной информации о технологическом уровне EDI-решений, используемых аппаратных и программных средствах, общие сведения об их архитектуре – все это стало бы гораздо более серьезным фундаментом для анализа и принятия решений, по сравнению с изучением одних только контрактных условий. Детальную информацию по данному поводу получить сегодня клиентам сложно, даже если они обратятся с запросом в отраслевые ассоциации, в качестве которых выступают, например, ECR и GS1.

Поэтому можно сказать, что нынешний рынок EDI в РФ ориентирован на ретроспективу: изучая “послужные списки” провайдеров, их новые клиенты пытаются сделать отсюда предположения о том, как будут развиваться события в будущем, если они подпишут договор с тем или иным оператором. Понятно, что стимулом для роста рынка EDI в России все это назвать сложно.

В данной ситуации складываются выгодные условия для прямого выхода на российский рынок крупнейших европейских EDI-операторов и интеграторов, об успехах которых мы читаем в зарубежных СМИ. Западные компании, — с точки зрения своих клиентов, — технологически прозрачны. И хорошо дисциплинированы по части соблюдения SLA длительным периодом работы в условиях европейского законодательства.

Помимо всего прочего, конкуренция за клиентов в развитых странах весьма высока, причем своего рода соревнование за выход на новые, развивающиеся рынки, особенно перспективные с точки зрения электронного инвойсинга и пр., кипит вовсю. «Детские» же болезни платформ для EDI-обмена серьезными игроками международного уровня давно изжиты.

Не случайно, прошлый год ознаменовался серией покупок крупных EDI-провайдеров. Можно сказать, что мировая EDI-отрасль привлекает все больше средств инвесторов, которые сегодня «ищут» себе выход на рынки новых стран.

Пожалуй, главным сдерживающим фактором для них пока что является использование ЭП, сертификация в Минкомсвязи и прочие компаенс-процедуры, которые традиционно мешают иностранным ИТ-компаниям развивать активность на рынке РФ.

В заключение, следует заметить, что сегодня в России есть уже десятки аккредитованных компаний, умеющих работать с криптосредствами и пр., но не имеющих своей EDI-платформы. Можно предположить, что коммерческий альянс тут напрашивается сам собой.

Причем, для потенциально заинтересованных в выходе на наш рынок компаний, очевидно, не составит большой сложности и небольшая доработка-кастомизация технической части, особенно, с участием российских экспертов из компаний-партнеров. Поэтому можно осторожно предположить, что появление новых игроков на, казалось бы, давно “устаканившемся” EDI-рынке в РФ, возможно уже в этом году.

Алексей Тихонов

Top