Каталоги товаров были и остаются, преимущественно, «внутренним» делом каждой отдельной торговой сети. В то время как в развитых странах поддерживаемые независимыми провайдерами каталоги давно стали полезным инструментом в руках производителей товаров, желающих расширить число покупателей, использовать новые возможности, открываемые ростом товарооборота e-commerce, и выстраивать прямые и непосредственные маркетинговые коммуникации с конечными потребителями.
Как правило, электронные каталоги становятся востребованными после того, как торговые сети завершат процесс перевода закупочной деятельности на EDI-технологии. И именно они, — торговые сети, — выступают инициаторами этого нововведения. На какие преимущества они рассчитывают?
Каталоги торговых сетей
Очевидно, сети ожидают достичь экономии времени на вводе карточек товаров, а также стремятся к снижению числа всевозможных досадных накладок, ошибок и путаницы. То есть рассчитывают они на повышение порядка в деле ведения этих карточек.
В перспективе, сетевые закупщики получат принципиально-новую возможность находить в каталогах новые товары и новых поставщиков. А затем, самостоятельно заказывать понадобившийся им товар прямо в интерфейсе каталога, осуществляя все необходимые для этого формальности автоматически, в электронном виде.
Однако для всего этого им, сначала, нужно побудить уже существующих поставщиков, — а также желающих ими стать в будущем, — своевременно предоставлять и корректно вносить данные обо всех своих товарах в каталог сети.
Однако, все эти новые возможности, скорее, чисто теоретические. Ведь каждая отечественная сеть норовит в наши дни завести свой собственный, отличный от других каталог — со своими полями, интерфейсом и внутренними правилами. Это значит, что рутинную процедуру по вводу данных о производимых им товарах поставщику придется повторить по числу таких каталогов, т.е. фактически – по числу сетей, с которыми он работает (или хочет работать).
Кроме того, не каждая торговая сеть сегодня даст доступ и разрешит новому, потенциальному, «непроверенному» поставщику, с которым еще нету договора, «загромождать» данными свой каталог — во избежание возможной неразберихи.
Сами закупщики, работающие в сетях, по понятной причине, делать такую работу не станут. И, скорее, будут стремиться к обратному — к тому, чтобы время от времени убирать из каталогов “неактивные” позиции, с которыми они уже перестали работать. А вовсе не к тому, чтобы добавить туда как можно больше товаров, которые еще ни разу не лежали на полках.
В отечественной практике поддержание своих каталогов в порядке было и остается делом самих торговых сетей. И фигурируют в них, как правило, только те поставщики, с которыми уже работают. А найти там можно только те товары, которые хотя бы раз побывали в торговом зале.
Волк-то съест, но кто ему даст?
С другой стороны, поставщики и производители товаров, — пускай пока и чисто теоретически, — гораздо сильнее заинтересованы в том, чтобы описания их товаров своевременно попадали в различные каталоги, доступ к которым имеют сетевые закупщики. Если продолжить эту логику дальше, то еще более интересным для них может оказаться открытие доступа к описаниям своих товаров для конечных потребителей.
Ведь каждый поставщик втайне мечтает стать торговой сетью. В том смысле, что каждый производитель желает найти какой-то (хитрый) способ “прорваться” к кошелькам тех людей, которые регулярно приходят в ту или иную торговую сеть за его товаром.
Любой поставщик-производитель, конечно же, хочет контактировать с покупателями напрямую, безо всяких посредников. И забирать всю сумму, с которой они готовы расстаться, а не только ту часть, которую ему оставляет торговая сеть. Заставляющая его, вдобавок, месяцами ждать поступления денег, навязывающая ему участие во всевозможных маркетинговых мероприятиях (с сомнительной эффективностью), вынуждающая принимать возвраты товара, пришедшего в негодность (при весьма загадочных обстоятельствах) еще до того, как он попал на полку и т.д. Однако все эти тайные желания поставщиков осуществить сегодня практически невозможно.
Добавь свой товар сам
Каталог товаров в данной связи, как правило, не рассматривается. Скорее крупный производитель задумается о том, не открыть ли ему сеть фирменных магазинов.
Однако каталог, на самом деле, — это сейчас самый эффективный и, пожалуй, самый главный шаг в направлении к кошельку конечного покупателя. Недостающим сегодня звеном является отсутствие действительно популярных, известных всем и каждому каталогов, поддерживаемых профессиональными операторами, куда каждый поставщик может (и всячески стремится) самостоятельно вводить сведения о своих товарах. Например, в краудсорсинговом режиме, максимально близкому к DIY.
Зачем это нужно?
Дело в том, что правильно спроектированная платформа независимого провайдера, предназначенная для работы с каталогами товаров, позволит поставщику:
- поддерживать множество прайс-каталогов для всех своих нынешних покупателей в соответствии с подписанными с каждым из них в отдельности договорами, спецификациями и пр. (Иначе говоря, это качественно другой, «адаптивный», автоматически подстраивающийся под те или иные требования уровень взаимодействия с сетями, дистрибуторами и даже конечными покупателями).
- (действительно) оперативно корректировать ассортимент и цены. И согласовывать все эти изменения с покупателями в реальном времени и в электронном виде, не прерывая процесса поставок.
- информировать новых покупателей (например, торговые сети) о своем ассортиментном и ценовом предложении, тем самым постепенно проникая во все новые сети без чрезмерных входных затрат.
- оперативно проводить маркетинговые акции без непродуктивных расходов, используя возможности и сервисы сети оператора.
- открывать доступ к любой части своего ассортимента покупателям из интернет-магазинов и пр., получая выход на новые рынки сбыта, открывающиеся в связи с развитием сегмента e-commerce, опережающего сегодня по темпам роста все остальные. И быть при этом уверенным, что клиенты получат абсолютно полную и достоверную информацию о каждом товаре.
- комплексно оценивать покупательский спрос в реальном масштабе времени и прогнозировать его на ближайшую перспективу.
Платформенные решения, поддерживающие ведение каталогов и, теоретически, позволяющие “сквозным” образом выстраивать взаимодействие производителей с самыми различными покупателями, — от крупных торговых сетей до конечных потребителей, — уже появились и в нашей стране.
Однако отечественные проекты пока что объективно сложно сравнивать, например, с такими каталогами, которые уже давно поддерживаются в рамках Basware Open Network и открывают путь к взаимодействию с сотнями тысяч всевозможных потенциальных покупателей. Наиболее интересным, из стартовавших в последнее время проектов, следует, пожалуй, признать GS1 Trusted Source of Data (TSD), рассчитанный на то, что потребитель сможет коммуницировать не только с «покупателями», в качестве которых выступают магазины и торговые сети, но и непосредственно с потребителями товаров.
Алексей Тихонов