Отечественный ритейл любит позиционировать себя в качестве основного драйвера развития EDI в РФ. И сегодня с этим сложно не согласиться. В то же время каждый провайдер может легко оценить действительную эффективность этого драйвера. Для чего ему вполне достаточно будет такого показателя, как накладные расходы на почтовую рассылку комплекта документов от провайдера.
Даже у среднего размера EDI-компании количество клиентов может исчисляться тысячами, а число тарифных планов – перевалить за десяток. Кто-то рассчитывается с провайдером за каждый документ, другой заказчик — выбрал абонентскую плату, у третьего – тариф меняется при достижении некой пороговой отметки для числа переданных сообщений. Но всех клиентов объединяет одно желание – своевременно получить по итогам месяца комплект документов от провайдера для бухгалтерии, позволяющих отразить расходы на оплату EDI ЭДО услуг .
Специфика провайдерского бизнеса состоит, в частности, в том, что, — подобно оператору мобильной связи, — он может предоставлять клиентам дополнительные сведения о фактическом объеме оказанных услуг с калькуляцией их стоимости. Несмотря на разнообразие тарифов набор “провайдерской» первички стандартен – счет на оплату, акт к договору, счет-фактура. То есть, с точки зрения бухгалтера, провайдер — это такой же контрагент предприятия, как и все прочие.
Однако комплект документов от провайдера часто приходится распечатывать и отправлять почтой: одни только почтовые расходы крупного EDI-оператора могут составлять несколько сотен тысяч рублей в месяц. К ним можно смело добавить зарплату сотрудников, основным занятием которых являются ответы на обращения клиентов по поводу так и не дошедших вовремя писем, на распечатку и повторную высылку дубликатов потерявшихся документов и т.д.
Есть несколько способов сократить объем всей этой корреспонденции. Например, можно составить письмо в налоговую и получить разрешение на то, чтобы не рассылать регулярно документы клиентам, платящим по (небольшим) счетам на сумму в несколько тысяч рублей в месяц.
Другой возможный способ — перевести обмен “биллинговыми” бухгалтерскими документами в электронный вид, что, теоретически, позволит не просто сократить число писем, а радикально отказаться от бумажного документооборота при расчетах с клиентами.
Следует заметить, что принципиальную возможность для этого предоставлял еще “старый” закон об электронной подписи, запомнившийся многим благодаря своему номеру — №1. Соответственно, первые попытки отказаться от бумажных носителей были предприняты рядом операторов и провайдеров несколько лет назад.
Ведь идея передать «провайдерскую» первичку по тем же каналам и тем же технологическим способом, что и основной поток EDI-сообщений и электронных документов, кажется настолько очевидной, что, на первый взгляд, тут вообще нечего обсуждать. Нужно просто предоставить такой сервис своим клиентам. Так предполагали тогда многие.
Однако на практике быстро выяснилось, что немедленно перешли на электронный обмен документами с провайдером не более 20% клиентов, которым была дана такая возможность. Более того, проблема с бумажной рассылкой документов остается у многих операторских компаний до сих пор, несмотря на шагнувшее далеко вперед, — за последние годы, — законодательство.
Оказалось, что ИТ-специалисты в компаниях-клиентах вечно чем-то заняты. А в бухгалтериях работают люди серьезные, и всякие лишние электроны им там ни к чему.
Электронная первичка часто используется клиентами, но лишь во вспомогательных целях. А процесс ежемесячного рутинного обмена документами часто окончательно завершается лишь тогда, когда бухгалтер заказчика откроет очередной конверт, достанет оттуда счет-фактуру и пр., проколет дыроколом и подошьет в архив.
Метафора про сапожника без сапог напрашивается в такой ситуации самым естественным образом. EDI-провайдерам приходится пользоваться “бумажным” способом, от которого они помогают отказаться своим заказчикам. Как говорится — быть у воды и не напиться… Так чем же объясняется такой парадокс?
Ни для кого не секрет, что переход на EDI-обмен для очень многих отечественных компаний связан с тем простым обстоятельством, что его поддержание является одним из неписанных, но подразумеваемых условий работы с крупными торговыми сетями. Хотя, конечно же, работать с сетевым ритейлером никто никого никогда не вынуждает. Дело это сугубо добровольное.
Когда вопрос ставится таким затейливым образом, то мнением бухгалтерии никто особо не интересуется. И в компании-производителе быстро появляется ИТ-инфраструктура, позволяющая осуществлять электронный обмен.
Если бы переход на электронный обмен документами происходил (действительно) добровольно, то каждое предприятие было бы всячески заинтересовано в том, чтобы не ограничиваться обменом с одними только торговыми сетями и перевести всех прочих контрагентов в “электронный вид”. Первым из которых, по понятным причинам, мог бы стать EDI-провайдер. Процесс перехода на ЭДО получил бы свое логическое продолжение.
Однако мы достаточно часто видим несколько иную картину: даже провайдер, пропускающий через себя потоки электронных транзакций, бывает вынужден, в конечном итоге, высылать свои собственные документы в бумажном виде. Это затратно. Вдобавок — немного смешно выглядит, если посмотреть со стороны. И косвенно характеризует картину с «электронами» в целом по стране, а не в рамках одной только торговой отрасли.
Внутренний учетный процент, показывающий соотношение “бумажных” и “электронных” клиентов, у каждого провайдера свой. И со временем, ситуация с этим показателем изменяется в лучшую сторону. Если вдуматься, то это процентное соотношение можно взять в качестве некой метрики, отражающей действительную ситуацию с фактической востребованностью ЭДО в стране.
Ведь стопроцентные охваты поставщиков EDI-обменом, о которых любят писать крупные ритейлеры в своих пресс-релизах, это, конечно, очень хорошо. Особенно – для самих торговых сетей. Но помимо ритейлеров должны, наконец, появиться и другие отрасли, создающие массовый спрос на электронный обмен.
Только тогда он превратится из неприятной и нежеланной, — для многих бухгалтеров, — замены бумажек с синими печатями и подписями, сделанными шариковой ручкой, в основной, удобный и экономичный способ обменяться документами с любым контрагентом.
Сергей Михайлов