Вопросы качества поставляемой продукции в пищевой индустрии всегда являются в нашей стране наиболее болезненными. Даже проверенные временем поставщики часто не соблюдают предъявляемые к ним требования по качеству. В этом разрезе интересно проследить, как использование стандартов GS1 помогает улучшать качество продуктов.
Фермерское хозяйство Oaklands – семейный бизнес, производящий 700 миллионов яиц ежегодно (известная в Центральном регионе Окская птицефабрика, например, выпускает порядка 400-500 миллионов яиц в год). Упаковочные станции хозяйства, отмеченные высшим знаком качества продукции, находятся в нескольких регионах Великобритании, и оно является крупнейшим производителем яиц в Европе. Основанная в 1969 году, ферма росла быстрее ожиданий своих владельцев и к настоящему времени стала ключевым игроком рынка домашней птицы, лидером в части инноваций, содержания птицы и технологий.
Такой впечатляющий рост бизнеса фермеры связывают, в том числе, и с сотрудничеством с компанией GS1, внедрение стандартов которой позволило улучшить всю цепочку поставок, внесло ясность и четкость идентификации упаковок, коробок, паллет. И это стало огромным преимуществом для компании при работе с ритейлерами.
Производство 700 миллионов яиц в год требует абсолютно точной идентификации и взаимодействия между всеми звеньями цепочки поставок. С помощью стандартов GS1 эта задача решается продуктивно и эффективно. Благодаря стандартам GS1 и требованиям Министерства окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства Великобритании (DEFRA), стало возможным проследить весь путь яиц от курицы до тарелки потребителя. В случае возникновения вопросов к продукции, определить когда, где и как каждое яйцо было произведено можно легко и быстро. Каждое яйцо, поступающее в упаковочный центр Oaklands, имеет маркировку, содержащую уникальный номер фермы, регион происхождения, метод и дату производства/срок годности.
Использование стандартов GS1 стало составной частью бизнеса компании и основой ее роста, укрепления взаимоотношений с клиентами. Глобальность стандарта позволяет развивать бизнес, расширяя рынки сбыта.
По ГОСТ Р 52121-2003 «Яйца куриные пищевые. Технические условия», каждое яйцо маркируют средствами, разрешенными уполномоченными органами в установленном порядке для контакта с пищевыми продуктами. Средства для маркировки не должны влиять на качество продуктов. Маркировка яиц должна быть четкой, легко читаемой.
Яйца маркируют методом штемпелевания, напыления или иным способом, обеспечивающим четкость маркировки. Высота цифр и букв, обозначающих наименование, категорию и дату сортировки, должна быть не меньше 3 мм.
Допускается наносить на яйца дополнительную информацию (наименование предприятия-производителя или товарный знак).
На диетических яйцах указывают:
— вид яиц;
— категорию;
— дату сортировки (число и месяц).
На столовых — только:
— вид яиц;
— категорию.
Вид яиц при маркировке обозначают: диетические — Д, столовые — С.
Категорию яиц обозначают: высшая — В, отборная — О, первая — 1, вторая — 2, третья — 3.
На каждую упаковочную единицу потребительской тары наносят маркировку, характеризующую продукт:
1. Наименование и местонахождение производителя (юридический адрес);
2. Товарный знак изготовителя (при наличии);
3. Наименование продукта, вид, категорию;
4. Дату сортировки;
5. Срок годности и условия хранения;
6. Пищевую ценность;
7. Обозначение стандарта ГОСТ Р 52121-2003 «Яйца куриные пищевые. Технические условия»;
8. Информацию о сертификации.
Допускается не наносить маркировку на яйца, упакованные в потребительскую тару, при условии опечатывания данной тары этикеткой с указанной информацией.
Этикетка должна размещаться таким образом, чтобы она разрывалась при вскрытии потребительской тары.
Продукт может сопровождаться и другой информацией, в том числе рекламной, характеризующей продукт, производителя, а также может наноситься штриховой код. (Источник: http://www.znaytovar.ru/s/Markirovka-yaichnoj-produkcii.html )
Т.е. вроде и есть маркировка, но на упаковке. Положил яйца в холодильник, и уже не поймешь, какой у них срок годности и каким яйцом отравился (не дай Бог). Хотя оборудование, позволяющее наносить все данные по срокам и производителю, есть. Получается, что нет единого органа сертификации/контроля качества, как в случае стандарта British Lion Quality , требования которого сегодня выполняют 85% производителей Великобритании.