Внедряйте новые типы EDI сообщений

За прошедшие полгода 17 крупных российских розничных компаний внедрили 42 типа EDI сообщения, в среднем используется 2-4 типа EDI сообщения в каждой торговой сети. В числе самых активных ритейлеров оказались ОБИ Россия, SELGROS, Регион-63, «Ритм-2000», Петроторг, «Элемент-трейд».

Riazanova_02 По словам руководителя департамента технической поддержки E-COM Юлии Рязановой, востребованность технологий электронного обмена данными и документами сегодня очень высокая. Очевидно, что крупные ритейлеры осознали эффективность EDI-технологий и готовы вкладываться в их разработку, чтобы в перспективе получить экономические выгоды. За весь прошлый год всего 12 торговых сетей реализовали минимальный пакет EDI-сообщений – Orders (заказ) и Ordrsp (подтверждение заказа). Сегодня же внедряются новые типы EDI сообщений. Так к цепочке документооборота добавились Desadv (подтверждение об отгрузке), Recadv (уведомление о доставке), Alcdes (уведомление об отгрузке алкоголя). А компания «Оптовый клуб» (торговая сеть «АРЗАН») к этому списку добавила и Retann (уведомление о возврате).

Если темп по реализации новых типов EDI сообщений останется на этом уровне, то к концу года можно ожидать динамику внедрений в 3 раза больше, чем в 2014-м, — заметила Рязанова.

Объем EDI и ЭДО за пять лет, начиная с 2010 года, вырос в 10 раз — с 6 млн. сообщений до 62,5 млн. в 2014 году. И, по словам Рязановой, тенденция роста продолжается.

Поток документов неизбежно становится интенсивнее, и на первый план выходят такие задачи, как обработка и хранение данных для обеспечения всей массы трафика. Сервис провайдеров должен гарантированно осуществлять всю процедуру обмена сообщениями. Доступность EDI-систем необходимо выдерживать, минимум, на уровне 99,8%, иначе розничные компании не смогут организовать необходимый трафик электронного документооборота со своими поставщиками. Только в одной торговой сети «Лента» обрабатывается более 150 тыс. документов в месяц. Поэтому развитие технологий требует новых решений — появляются новые запросы.

Например, трендом этого года можно назвать электронный факторинг, который со стороны E-COM был реализован с Металлинвестбанком. В схеме обмена на этот момент участвуют два документа — Orders и Recadv. Однако, по исследованию востребованности решений для электронного факторинга, которое компания проводила ранее, очевидно, что рынок готов к более широкому использованию технологий по обмену данными. Таким образом, следует ожидать нового скачка в развитии EDI и ЮЗЭДО в сторону финансового сектора, — заметила Рязанова.

В целом за шесть месяцев этого года через платформу EXITE-EVOLUTION прошло 42,5 млн. EDI-сообщений. Из них более 8 млн. — это юридически-значимые документы (ЮЗЭДО).

К сегодняшнему дню на рынке реализовано 16 основных типов EDI сообщений, соответствующих международному стандарту EANCOM и регламентированных ФНС. Десять из них были разработаны за последние три года. В том числе и ЮЗЭДО: On_Sfact, Pricat, Condra, Торг12, Торг-1, Торг-2, Торг-3:

  • On_Sfact — электронный счет фактура, документ основание для оплаты торговой сетью (либо за услуги) за товар.
  • Pricat — документ для согласования цен на товар (по позиционно)
  • Condra — может быть любой документ, в формате pdf (скан-копия) с ЭП. Чаще всего используется для договоров.
  • Торг12 — товарная накладная, акт передачи товарно материальных ценностей.
  • ТОРГ-1 — акт о приемке товаров 
  • ТОРГ-2 — Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей 
  • ТОРГ-3 — Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров

Под влиянием законодательного регулирования со стороны ФНС и Министерства финансов документы, подписываемые электронной подписью, — электронная счет-фактура, торговая накладная — стали необходимым атрибутом бизнес-процессов во многих компаниях.

Kishkovskiy_03Как заметил руководитель отдела интеграций E-COM Эдуард Кишковский, важно также разделять трафик документов интегрированных клиентов и документов, обрабатываемых через web-интерфейс. Традиционно наибольший объем транзакций приходится именно на компании с интеграционными решениями. За полгода их трафик составил в 15 раз больше документов, чем через web — 39 млн. транзакций. «Высокий запрос на внутреннюю автоматизацию учетных систем вполне закономерен, — сделал вывод Кишковский. – Наиболее активный поток данных составляют именно крупные игроки рынка, а у них достаточно развернутая инфраструктура, множество систем и подсистем, рассчитанных на каждое подразделение и филиал. Чаще всего к таким компаниям относятся торговые сети. В их бизнес-процессах участвует большое количество поставщиков, соответственно, объем транзакций высокий. Обрабатывать через web-платформу весь трафик становится затруднительно, поэтому интеграция с внутренними системами при увеличении количества используемых типов EDI сообщений просто необходима».

Работа с данными и электронными документами при реализации интеграции происходит без использования внешних систем, в привычном для пользователя интерфейсе, что упрощает обучение и работу персонала компании-клиента, будь то поставщик или торговая сеть, — дополнил Кишковский.

 

Top