Ранее мы затрагивали тему ЭДО клиентов с провайдером. Дело в том, что провайдер, пропускающий через себя миллионы электронных документов, сам ежемесячно вынужден готовить и отправлять своим клиентам конверты с бумажными счетами-фактурами, актами, счетами. Это выглядит удивительно, так как со всеми клиентами существует уже настроенный ЭДО, но бухгалтерия клиента часто наотрез отказывалась на него переходить в отношениях с оператором.
Затраты самого оператора на ежемесячную рассылку бумажных документов достаточно высоки. Приблизительные расчеты показывают, что при средней стоимости отправки одного конверта 100 руб. (средней между тарифами Почты России и службами курьерской доставки) и количеством клиентов около 10 000 сумма к уплате только за доставку может составлять 1 000 000 руб. в месяц. Но это еще не все. Каждый конверт это 3 документа: счет, счет-фактура и акт выполненных работ. Их нужно распечатать, уложить в красивый фирменный конверт (иначе с высокой вероятностью он затеряется в бухгалтерии клиента и придется его высылать повторно), доставить в ближайшее почтовое отделение.
Сегодня ситуация меняется в лучшую сторону. В частности, провайдер Edisoft сделал бесплатным обмен юридически значимыми электронными документами со своими клиентами. Теперь компании, передающие документы через платформу Edisoft, получают счета в электронном виде. Бесплатный — это и понятно.
Можно пошутить, что из сэкономленных денег на почтовой доставке оператор готов был бы даже доплатить клиенту премию за переход на ЭДО клиентов с провайдером, то есть с ним самим.
Edisoft не тарифицирует межкорпоративный трафик, а значит обмен документами провайдера со своими клиентами является бесплатным. За несколько месяцев действия услуги на безбумажный обмен документами с Edisoft перешли порядка 2/3 всех клиентов компании. Это потрясающе высокие темпы, если провести сравнение с ситуацией, имевшей место годом ранее.
Подобная услуга существует и у КОРУС Консалтинг СНГ. Она называется «Кабинет клиента». Кабинет клиента представляет собой web-портал, через который клиент может управлять своим профилем, взаимосвязями со своими покупателями и поставщиками а также ежемесячно получать первичные учетные документы за услуги провайдера (в данном случае акты и счета-фактуры от КОРУС Консалтинг СНГ) в электронном виде. Однако точный процент перешедших на нее клиентов нам пока не известен.
С высокой вероятностью подобные сервисы существуют или в ближайшее время появятся и у других операторов отечественного EDI и внешнего ЭДО. И это будет хороший знак, так как, в отличие от ритейла, где с торговой сетью поставщику не поспорить, в отношениях провайдер-клиент переход на ЭДО является сознательным решением клиента и его, как правило, самого консервативного подразделения — бухгалтерии.
Алексей Тихонов