Важно четко понимать разницу между управлением информацией о продуктах (PIM) и управлением мастер данными (MDM) для данных продуктов. Почему PIM не то же самое, что МДМ?
Ранее мы отмечали, что технологии PIM и MDM отличаются набором параметризуемых информационных объектов. В частности, PIM концентрируется на товарах, продуктах, а MDM ориентирован на более широкий состав справочников (о контрагентах, сотрудниках, …). Однако существуют и другие вполне обоснованные точки зрения на отличия PIM и MDM.
По одной из них все аргументы по существу сводятся к отличиям главной цели каждой технологии. Именно по этой причине типовые функциональные возможности двух продуктов направлены для разных аудиторий и случаев использования.
PIM является бизнес-приложением, которое собирает данные о товарах из разных источников, их систематизирует и помещает в единое централизованное хранилище, а затем предоставляет во все внешние каналы требуемые проекции накопленных данных. То есть требование полной идентичности данных о товарах во всех системах отсутствует. А также понятие «полноты» входных данных может быть существенно сужено до уровня «как есть».
МДМ — это компонент инфраструктуры, которая объединяет глобальные данные о продуктах. Эти данные должны быть абсолютно одинаковыми во многочисленных и разнообразных системах и бизнес-процессах. Как правило, состав данных очень широк (несколько сот атрибутов у каждого товара) и формируется заводом-изготовителем продукта. Остальные участники SCM используют эти мастер-данные для решения своих задач.
Выбор между этими двумя технологиями действительно сводится к задаче, которую вы пытаетесь решить. Если вы не можете получить чистые и полные данные для всех ваших каналов продаж достаточно быстро ( а зачастую их просто негде взять), то решение PIM является правильным выбором для вас. Однако, если ваша организация принимает ошибочные решения и имеет раздутые расходы (например, производит много лишних закупок или при инвентаризации регулярно выявляется большая пересортица) из-за плохих неполных внутренних данных о продуктах (товарах), то технология МДМ является правильным выбором.
Акцент на качественных данных продукта является относительно недавней тенденцией.
PIM, прежде всего, используется на предприятиях розничной торговли и дистрибьюторами в сегменте B2C и B2B. То есть, в организациях, которые сосредоточены главным образом вокруг продажи продукта, а не на разработке и производстве продукта.
МДМ решения были использованы преимущественно международными производителями товаров, для которых важна стандартизация и поддержка глобальных процессов, консолидированная отчетность и аналитика различных подразделений, располагающихся в разных странах и выполняющих различные функции при движении товаров от производителя к конечному покупателю.
Сегодня производители все чаще стремятся взять под информационный контроль движение товаров за пределами своей организации. Их интересуют сроки поставки от склада до прилавка, остатки на складах дистрибьюторов, статистика продаж у розничных продавцов.
Эта тенденция является наиболее заметной в секторе потребительских товаров Consumer Goods (CG).
Все чаще полные, привлекательные и достоверные данные о товарах определяют выбор продукта конкретного производителя против продукта его конкурента. Производитель должен убедиться, что все каналы продаж — собственные и розничных партнеров — обеспечиваются полными и достоверными данными о его продукции.
Попробуем поставить вопрос: почему мы не можем просто сделать несколько изменений и использовать в качестве PIM технологии МДМ, или МДМ как решение PIM? Это очень заманчиво. Обе модели данных могут быть расширены, чтобы добавить дополнительные поля. Тем не менее, существуют риски, присущие в использовании PIM, где необходим MDM, или MDM, где необходим PIM.
В целом, PIM и MDM призваны сыграть разные роли в формировании и использовании данных высокого качества о товарах как внутри компании, так и вовне ее. Есть риски и затраты, связанные с модификацией одной из систем, чтобы дополнить ее до уровня другой. Во многих случаях есть место как для PIM, так и для МДМ, но вы все равно должны выбрать отправную точку. Каждое путешествие к качественным данным о продуктах будет отличаться, но цель будет одна и та же — превратить данные о продуктах в добавленную стоимость бизнеса.
Мы будем рады помочь вам понять, что есть лучшая отправная точка для вашей организации.