Вокруг нас множество маленьких секретов. Скорее всего есть такие моменты, о которых провайдер ничего не знает, но знает оператор VAN.
- Операторы VAN не дают информацию о маршрутных таблицах, концепции сервиса каталогов между VAN не существует. Каждая VAN создает собственные маршрутные таблицы, но возможность их синхронизации или просмотра в другой VAN отсутствует. Ничего подобного DNS. Все таблицы вручную подтверждаются по электронной почте с каждым партнером персоналом оператора.
- Функциональных отличий между EDI-провайдером и оператором VAN нет. Единственное, что можно выделить, это то, что провайдер использует почтовый ящик VAN, для маршрутизации с другими VAN, в то время как VAN используют собственные прямые соединения. В остальном, разница заключается в продуктах и услугах, предлагаемых компаниями.
- Обслуживание протокола AS2 становится трудоемкой задачей по мере роста числа торговых партнеров. Протокол великолепен, но сложности с решением проблем и управлением сертификатами при достижении определенного числа подключений растут экспоненциально. Для каждой компании, использующей разное ПО, этот порог свой. Но его достижение гарантирует множество бессонных ночей.
Анализ сайтов операторов VAN и сервис-провайдеров EDI показывает, что разделить их невозможно, поскольку они предлагают клиентам одно и тоже: «беспрецедентный набор высокотехнологических сервисов», «быстрое подключение», «большое число соединений». И, как обычно, отсутствует четкий прайс-лист или внятное объяснение, в чем заключаются «дополнительные услуги», которые предлагаются клиентам, за исключением традиционных «отслеживание файлов с документами и безопасность». За последние 20 лет больших изменений не произошло. Исключением служит лишь то, что сервис-провайдеры добавили новое измерение, включив в работу протокол AS2.
Так что же ожидает клиент от оператора VAN или сервис провайдера EDI ?
- Многопользовательскую почтовую службу (для конечных пользователей или сервис-провайдеров).
- Контроль корректности данных.
- Создание таблиц перевода и соответствия (посредством ПО, веб-форм, при помощи третьей стороны).
- Стандартную маршрутизацию EDI документов.
- Соединения с другими VAN по пиринговый ( роуминговым ) соглашениям.
Да, некоторые вещи различны, но в конце концов, все сводится к автоматическому обмену коммерческими данными между бизнес-партнерами при помощи EDI.
Да, многие думают, что операторы EDI VAN используют старые бизнес-модели, что приводит к более высоким ценам и делает их услуги невостребованными в нынешней непростой экономической ситуации. Однако, практически невозможно найти четкий список, определяющий, какая компания является оператором VAN, а какая – сервис-провайдером EDI. Это остается большим секретом. Таким образом, выбор остается за пользователями, которые будет выбирать партнера, ориентируясь на цены и собственные впечатления от работы с компанией.