Стандартизированный формат EDI-документов стал спасательным кругом как для ритейлеров, так и для поставщиков. Стандартизация обеспечила почву для коммуникаций и повышения эффективности. Сегодня ритейлер остается главным в этой связке – он диктует поставщикам, что и как он хочет видеть в документах, а поставщик вынужден следовать его требованиям.
В теории это так, а на практике поддержка EDI-стандартов и комплаенса означает значительно большее. Соответствие требованиям EDI-стандартов является критическим моментом для всей цепочки поставок. В то же время, хотя EDI-транзакции и стандартизированы, существуют некоторые другие моменты, которые могут усложнить жизнь.
Специфические аспекты бизнеса каждого ритейлеры находят свое отражение во входящих и исходящих документах, их атрибутивном составе, связях между различными данными. Как правило, торговые партнеры отслеживают формат документов ритейлера посредством изучения опубликованных рекомендаций (спецификаций) по внедрению EDI. Это можно легко сделать на основе изучения входящих транзакций и последовательного формирования исходящих.
Особенно часто недоразумения случаются на начальном этапе формирования торговых отношений. Недоразумения происходят уже после того, как документы протестированы и одобрены, поскольку, даже по окончании тестовых операций, ритейлер может внести изменения в спецификацию. Изменения, осуществляемые ритейлером, вызваны его желанием адаптировать документы к существующим в компании бизнес-процессам. Поставщик же, в свою очередь, обязан адаптироваться к требованиям ритейлера. Осуществить данную задачу в условиях временных ограничений может быть довольно сложно.
При возникновении напряжения в результате изменений в EDI документе ритейлеру следует иметь ввиду, что, собственно, на самих изменениях дело не заканчивается. Важно обеспечить согласованную работу всех звеньев цепочки поставок.
Задача не всегда легко выполнимая. В теории, идея отправить поставщику письмо с изменениями выглядит простым решением. Однако, из практики многие ритейлеры знают, что не все так легко. Даже получить правильный адрес электронной почты и контактные данные сотрудника, ответственного за EDI в компании поставщика, бывает весьма сложно. Ритейлеры чаще всего контактируют с представителями отделов продаж и маркетинга поставщика, а не EDI-специалистами. Но и факт наличия контактных данных специалиста не гарантирует успеха – возможно, что за прошедший год в результате ротации кадров контакты изменились.
Часто ритейлер старается решить эту проблему посредством уведомления о требуемых изменениях EDI-операторов, работающих с ним. И все последующие задачи с поставщиками (внесение изменений в интеграционные модули, тестирование, …) переложить на плечи EDI-операторов. У одного ритейлера часто может быть несколько EDI-операторов. Каждый оператор имеет в свою очередь свою специфику, свой уровень компетенций и свои технологии. И при реализации запросов ритейлера может внести некоторое собственное видение процесса. В результате количество разного рода кастомизаций (причем часто не документированных) растет как снежный ком. Это влечет за собой повышение рисков возникновения отказов, а также жестко привязывает поставщика и ритейлера к тому или иному оператору.
Решением проблемы может быть создание специального сервиса, который бы консолидировал изменения, вносимые в EDI-документы, и информировал об этом всех заинтересованных участников цепочки поставок. Такой сервис параллельно стал бы своего рода индикатором уровня развития рынка EDI и ЭДО в том или ином секторе экономики или регионе. Наличие подобного сервиса в значительной мере исключило бы потенциальные риски возникновения сбоев в доставке документов, улучшило конкурентную среду среди операторов и существенно упростило бы клиентам электронное взаимодействие со своими контрагентами.
По материалам: ec-bp.com Изображение: SomeDriftwood / Foter / CC BY-NC