SaaS или собственное решение для e-commerce, своя EDI-платформа или внешний оператор? Этот вопрос не теряет своей актуальности. Ритейлеры методом проб и ошибок ищут направления дальнейшего роста и выживания. И некоторые из них в дополнение к собственной довольно успешной он-лайн торговле пытаются развивать продажу ИТ-сервисов для организации он-лайн торговли третьим компаниям.
По сообщению газеты «Коммерсантъ», розничная сеть «220 вольт», предлагающая товары для дома и ремонта, откроет новое направление – создание «под ключ» интернет-магазинов для производителей, управление и логистику для уже существующих проектов оф-лайн торговли.
Фактически компания предоставляет доступ ко всей своей инфраструктуре. Выглядит весьма привлекательно. Но только на первый взгляд.
Как рассказал директор интернет-магазина «220 вольт» Леонид Довладбегян:
Создание интернет-магазина при полной передаче его на управление обходится бесплатно, а «220 вольт» получает маржу с продаж. Примерно по такой схеме работает Fullfilment by Amazon. Такая система выгодна вендорам, которые в основном реализуют товар через дилерские сети. Они ничем не рискуют, а мы увеличиваем свой оборот.
Интересен тот факт, что, предлагая производителям и дистрибуторам свои ИТ-сервисы, «220 вольт» и сам господин Довладбегян резко критиковали использование у себя в компании аутсорсинга в целом и в ИТ в частности, пропагандируя известный принцип: «Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам». Разработка ПО, логистика, call-центр, маркетинг – все эти задачи решаются сегодня внутри компании, собственными силами. Но, по всей видимости, время вносит свои коррективы во взгляды людей.
Создание интернет-магазинов для брендов и логистическое сопровождение — не уникальное предложение на рынке: этим уже занимаются KupiVIP и Otto Group Russia, специализирующиеся на оказании услуг fashion-брендам. Ранее подобный сервис предлагал Ozon, но, как сообщили «Ъ» в компании, «проект имел краткосрочный тест».
Хорошо известен и другой вполне понятный принцип: «Лучше делать то, что ты делать мастер». Разделение функций и узкая специализация позволяет добиться требуемого качества и результата в узко специализированных высокотехнологических нишах дешевле и быстрее, чем «самим изобретать велосипед».
Так что же лучше, — аутсорсинг, внешний оператор и модель SaaS или собственная платформа для EDI, ЭДО или e-commerce?
Ответ на данный вопрос связан с некоторыми деталями взаимодействия компании-заказчика с ее поставщиками и покупателями. Важно хорошо понимать, в каком сегменте мы работаем — B2B, B2C, B2G, какую именно информацию мы передаем стороннему оператору, какова степень риска потери клиентов при утечке этой информации.
Что касается сегмента e-commerce для DIY товаров, то идея «220 вольт» продавать свои ИТ-продукты по модели SaaS вряд будет востребована. Наверняка все участники рынка хорошо понимают, что отдав конкуренту информацию о торговых сделках с клиентами, собственный бизнес можно будет закрывать. Другое дело — независимый оператор.Но и там есть нюансы.
А какую модель лучше выбирать в сегменте EDI и ЭДО?
К примеру, для отношений торговой сети с поставщиками более предпочтительной представляется модель SaaS и внешнего оператора. По ряду причин:
- основная ценность ритейла — покупатели. Информация о них ни коим образом не участвует в EDI-обмене.
- поставщики, как правило, работают с несколькими торговыми сетями, и структура сети предполагает отношения «многие-ко-многим». Поставщикам выгоден сторонний оператор.
- степень секретности коммерческой информации в EDI-сообщениях не высока (общие объемы поставок из одного заказа точно не установить, цены можно и так увидеть на прилавках, закупочные цены не отражают реальной картины, так как скрывают под собой множество скрытых платежей и комиссий и пр.)
С другой стороны, для крупных системообразующих компаний, таких как энергетические холдинги, международные телеком-операторы, крупные международные банки и т.п. использование стороннего оператора создает серьезные риски для бизнеса из-за возможности раскрытия важнейшей коммерческой информации о клиентах. Зачастую это вертикально интегрированные структуры со множественными стыками между звеньями, и каждое звено в вертикально интегрированной цепочке критично для бизнеса холдинга в целом.
Представим себе ситуацию, что, крупный банк выбрал стороннего оператора, доверил ему обработку транзакций (обмен электронными счетами-фактурами, документами по выдаче и обслуживанию кредитов) с клиентами банка. А затем, когда информации у оператора накопилось более чем достаточно, узнал, что его оператор был куплен банком-конкурентом. Тем более, что пример сделки по покупке оператора уже есть в России.
Видимо, хорошо понимая эти риски, энергетические компании Германии используют собственные платформы для внешнего ЭДО. Собственные — не означает разработанные своими силами. Их разрабатывает и помогает внедрить, в частности, компания Seeburger. Но весь программный код и все данные, все документы размещены на оборудовании заказчика, а не у третьих лиц.
В России пока нет компаний и примеров реализации проектов по продаже отчуждаемых EDI или ЭДО платформ. Можно предположить, что спрос на подобные проекты уже начинает формироваться. И он будет расти по мере расширения проникновения электронного документооборота в электроэнергетику, ТЭК, финансовый и государственный сектор. Кто же будет в России первым интегратором, реализовавшим проект внедрения EDI платформы у крупного отраслевого клиента? И чьей разработки будет такая платформа?
Алексей Тихонов