По данным СКБ Контур, за первые три месяца 2016 года через систему Диадок было передано 19 млн электронных юридически значимых документов. Это порядка 57 тыс. пачек бумаги по 500 листов, на которые компании потратили бы 14 250 000 рублей.
Всего через системы EDI.Контур и Диадок в первом квартале 2016 года передано 55 млн электронных сообщений. 36 млн из них — это EDI-сообщения — документооборот между торговыми сетями и поставщиками, и 19 млн – юридически значимые документы. Их трафик вырос в 2,3 раза в сравнении с аналогичным периодом 2015 года.
Большую часть трафика юридически значимых документов составляют электронные счета-фактуры — 7,3 млн (38 %), ТОРГ-12 — 4,9 млн (26 %) и формализованные акты — 1 млн (5 %). В целом доля электронных документов в формате, определенном ФНС, составила 70 %.
Эдуард Шифман, руководитель направления «Электронный документооборот и взаимодействие между предприятиями» СКБ Контур, считает:
Данные за первый квартал позволяют нам прогнозировать, что через систему Диадок в 2016 году пройдет более 100 млн юридически значимых документов. По итогам 2015 года этот показатель составил 49 млн. А включая EDI-сообщения это будет более 250 млн электронных сообщений против 149 млн в 2015-м.
Руководитель проекта Контур.Диадок Константин Козлов отмечает:
Статистика отражает две основные тенденции. Во-первых, возрастает интерес бизнеса к тому, чтобы автоматизировать и перевести в электронный вид те документы, которые необходимы при взаимодействии с клиентами, поставщиками и налоговыми органами. Во-вторых, компании стремятся максимально быстро доставлять клиентам закрывающие документы, чтобы ускорить оплату.
Например, представители авиаотрасли — аэропорты и перевозчики — активно переходят на ЭДО. Между ними курсирует большой поток документов, которые необходимо сверять и согласовывать. Авиакомпания С7 перешла на ЭДО с восемью из 14 компаний по наземному обслуживанию. Она сократила цикл документооборота с нескольких дней до часа и без задержек оплачивает счета поставщиков. Если данные в документах некорректны, можно оперативно решить вопрос и подписать уже отредактированный документ. Кроме того, расходы компании на документооборот снизились на 90 %. Другой пример: аэропорт Домодедово переводит в электронный вид счета-фактуры, акты выполненных работ, реестры услуг. Помимо преимущества по скорости документооборота, компания уже на начальном этапе рассчитывает сэкономить 585 000 рублей. Представители авиаотрасли совместно с СКБ Контур создают рабочую группу, чтобы разработать единый формат электронного акта по форме С — важного отраслевого документа.
Если говорить о том, насколько активно компании переходят на ЭДО, то в сравнении с первым кварталом прошлого года в 1,8 раза стало больше клиентов, которые отправляют более 1 000 юридически значимых документов в квартал. Они формируют 94 % общего трафика. Это фармдистрибьюторы, автодистрибьюторы, операторы связи, энергосбытовые компании, поставщики FMCG, крупные промышленные предприятия.
Число клиентов, которые получают более 1 000 документов в квартал, увеличилось еще больше — в 2,6 раза в сравнении с первым кварталом 2015 года. Примечательно, что структура получателей разнообразна. Это говорит о том, что на ЭДО все активнее переходят представители каждой отрасли. Входящие документы компании получают бесплатно. Для этого нужен только квалифицированный сертификат электронной подписи, цена которого от 900 до 3 000 руб. Поэтому многие клиенты начинают внедрять ЭДО именно с входящих документов.
Операторы ЭДО продолжают развивать роуминг, чтобы компании обменивались электронными документами без ограничений. Сегодня пользователи СКБ Контур могут вести документооборот с клиентами семи операторов. Еще с четырьмя подписаны соглашения о роуминге, и с тремя ведется тестовый обмен документами.