Как установлено статьей 2 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2015 №343-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» c 1 июля этого года в обращения вводятся электронные счета-фактуры.
Электронный счет-фактура будет являться обязательным электронным документом для всех субъектов хозяйствования Республики Беларусь, у которых возникает объект налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Субъекты хозяйствования, как организации, так и индивидуальные предприниматели, должны будут составлять электронный счет-фактуру в следующих случаях: при реализации товаров (работ, услуг), включая реализацию на экспорт, в случае, если они являются плательщиками налога на добавленную стоимость; при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, независимо от страны ввоза; при приобретении на территории Республики Беларусь объектов у иностранных организаций, не состоящих на налоговом учете в Республике Беларусь; в случаях, когда субъект хозяйствования, не являясь продавцом (покупателем), должен перевыставить или предъявить соответствующие суммы налога на добавленную стоимость.
Всем субъектам хозяйствования, являющимся плательщиками налога на добавленную стоимость, придется учитывать, что с момента введения, иначе с 1 июля 2016 года, электронный счет-фактура станет основным документом, на основании которого будут осуществляться налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость.
Оформление данного документа будет производиться на портале Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (портал МНС) в личном кабинете плательщика и подписываться электронной цифровой подписью. Счет-фактура будет передаваться в .xml формате. Срок подачи документов – не позднее 5 дней месяца, следующего за отчетным.
Электронный-счет фактуру можно будет создать и подать непосредственно на портале МНС, а так же самостоятельно создать документы в .xml формате и загрузить их в МНС через портал. Формат документов и правила пользования порталом доступны на сайте МНС.
Ожидается, что на первых этапах внедрения налогоплательщики столкнутся со следующими трудностями:
- большой объем данных, содержащихся в каждом счете-фактуре, сделает процесс создания электронного документа достаточно сложным;
- ручная подготовка электронных счетов-фактур может привести к задержкам и невыполнению требований по срокам подачи документов;
- при большом числе торговых партнеров создание электронных счетов-фактур может быть очень трудоемким.
Вместе с тем, переход на электронный документооборот в перспективе облегчит жизнь налогоплательщиков и повысит контроль собираемости налогов. Об этом рассказала Светлана Новикова, начальник отдела Главного управления методологии налогообложения организаций МНС Беларуси.