В сознании каждого человека живет присущее от нам от природы качество анализировать и обрабатывать информацию. И мы подсознательно, а порою и осознанно, хотим улучшить, развить этот навык. Чем больший объем информации нас интересует, чем выше требуется скорость ее обработки, тем больше мы нуждаемся в средствах автоматизации, в помощниках. И EDI в этом нам лучший помощник. Почему?
EDI – это ведь уже давно не просто обмен структурированными данными. EDI – это (дополнительно к обмену):
- нормализация данных, приведение к каноническому виду
- привязка данных к справочникам
- движение данных и документов по технологическому процессу
- формирование на основе EDI-данных цепочек связанных документов
- основа для наполнения данными аналитических систем и систем поддержки принятия решений
На практике сегодня EDI неразрывно связан с синхронизацией мастерданных, с электронным документооборотом, управлением цепочками поставок, закупками, сбытом, электронной коммерцией, аналитикой, управлением взаиморасчетами, построением систем нормативно-справочной информации и пр. По сути EDI является основой для вышеуказанных и многих других задач. И в этом смысле занимает главную, образующую роль.
А в каких отраслях промышленности, сферах народного хозяйства применяется сегодня EDI? — производство, особенно высокотехнологичное производство, финансы, сфера услуг, медицина, образование, сельское хозяйство, торговля…EDI живет везде, где появляются и приживаются информационные технологии. EDI в этом смысле может служить индикатором уровня развития ИТ в той или иной организации.
И нет смысла искать грань между EDI и ЭДО. Ее нет. Есть просто соответствующий уровень развития ИТ в организации. Иными словами, по мере развития ЭДО, в нем появляется все больше структурированных данных. Роль контента снижается, структурированные данные становятся основой для автоматизированной обработки и принятия решений. И ЭДО плавно трансформируется в EDI.
Где же тогда место EDI-оператора? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории. В Европе EDI-операторы первоначально занимались исключительно внешним обменом данными между организациями. И в первую очередь – данными для поставок товаров (заказы) и данными для взаиморасчетов (счета-фактуры). Приблизительно такая же ситуация сегодня наблюдается и у нас. То есть прежде всего EDI-оператор — это строитель и хранитель сети обмена данными (и документами) между различными предприятиями. Однако сегодня европейские EDI-операторы ушли далеко вперед. В портфеле их продуктов решения для синхронизации данных о товарах, автоматизированных оплат и разнесения банковских выписок, управления цепочками поставок с участием распределительных центров и логистических операторов, решения по оцифровке и извлечению структурированных данных из бумажных, pdf и текстовых документов, готовые интеграционные модули для различных ERP-систем, портальные решения для управления дистрибуцией, аналитические сервисы и многое другое.
Чтобы поддерживать и масштабировать свои решения для тысяч клиентов EDI-оператор имеет самую современную инфраструктуру:
- мощное серверное оборудование, размещенное в дата-центре
- системы обеспечения информационной безопасности
- высокопроизводительные каналы связи
- системы резервирования сервисов и балансирования нагрузки
- системы автоматического архивирования и восстановления данных
- CRM
- биллинг
- клиринг, интегрированный с системой бухгалтерского учета
- дополнительные инфраструктурные комплексы для разработки и тестирования программного обеспечения, автоматического переноса ПО на тестовую и продуктивную/промышленную среду
- систему бюджетирования
- внутренний корпоративный портал для аккумулирования и передачи знаний между сотрудниками
- систему отслеживания ошибок для организации общения с пользователями
- систему управления проектами
- и другое
Интерес представляет и организационная структура EDI-оператора. Ведь она должна обеспечить максимально эффективное взаимодействие сотрудников между собой, с многочисленными клиентами и со всеми вышеуказанными инфраструктурными элементами. Однако мы не будем сейчас подробно останавливаться на этом интересном вопросе и попробуем рассказать об этом в последующих статьях словами самих операторов, российских и зарубежных.
Подводя итоги отметим, что EDI-оператор не просто подрядчик или поставщик услуг. Сегодня EDI-оператор замыкает на себе все больше и больше важнейших внешних коммуникаций и внутренних бизнес-процессов своих клиентов. Поэтому подходить к выбору EDI-оператора нужно очень взвешенно и с прицелом на серьезное долгосрочное сотрудничество.