BI за пределами EDI

Повсеместный переход к обмену EDI сообщениями и развитие соответствующих аналитических сервисов, теоретически, могли бы разрешить множество острых проблем, с которыми сталкиваются коммерческие компании в процессе управления кредиторской и дебиторской задолженностью. На практике, EDI пока выступает, скорее, в качестве одного из возможных способов обмена информацией между коммерческими компаниями, а «EDI-аналитика» не востребована отечественным заказчиком.

Российские реалии таковы, что EDI получил сегодня относительно небольшое распространение за пределами сегмента сетевого ритейла.

Поставщики товаров зачастую пользуются EDI постольку, поскольку это становится им необходимо для того, чтобы взаимодействовать с крупными торговыми сетями. Складывается определенное впечатление, что процесс такого перехода к EDI, скорее, вынужденный, нежели добровольный. Особенно в тех случаях, когда мы говорим об основной массе компаний-производителей.

Казалось бы, создать EDI-инфраструктуру не так уж и сложно и не столь уж и дорого. Причем, — даже для среднего размера компании.

Однако не исключена ситуация, при которой передовой, — в плане стандартизации, — компании попросту не с кем будет обмениваться электронными сообщениями. Разве что — со своими внутренними подразделениями. Поэтому инициативу в плане EDI российские компании из СМБ проявляют сегодня достаточно редко.

Аналитические сервисы в составе комплекса EDI услуг являются сегодня отличной темой для PR. Провайдеры EDI переходят к их описанию в своих рекламных материалах обычно после того, как разъяснять в очередной раз базовые, элементарные преимущества EDI становится уже как-то неловко. Ведь, порою, хочется рассказать клиентам и что-то новое.

Реальность же такова, что сфера применения таких “продвинутых” сервисов часто ограничивается демонстрацией потенциальных возможностей того или иного EDI-провайдера. Без ожидаемого превращения рекламы намерений в действительно оказываемые услуги.

Востребованность EDI-аналитики в РФ сейчас низкая. Спрос на BI, не ограниченный рамками простых для автоматической обработки EDI-сообщений, напротив, неуклонно растет.

Процент охвата компаний EDI-технологией в развитых странах объективно выше. Тем не менее, переход на EDI по-прежнему не может гарантировать, — даже крупной западной компании, — того, что весь входящий и исходящий документооборот постепенно сведется к обмену стандартизированными сообщениями. Следовательно, и им нужны другие, более комплексные подходы, чем попытки свести все и вся к одному только электронному обмену данными и сопутствующим EDI стандартным аналитическим сервисам, предоставляемым тем или иным провайдером.

В данной связи интересны программные разработки на платформе Kofax TotalAgility, в частности, предназначенные для управления кредиторской задолженностью.

Решения для автоматизации управления субсчетами (аккаунтами) позволяют включить в основной бизнес-процесс бумажные инвойсы, счета, пришедшие по факсу или по электронной почте, полученные через web-портал, отправленные с мобильных устройств, а также счета-фактуры, оформленные в формате XML, в т.ч. в соответствии со стандартами EDI.

Вся содержащаяся в них информация автоматически распознается, извлекается и проходит входную проверку, что позволяет, в частности, исключить случаи double invoicing – двойной оплаты одного и того же счета, выставленного и оформленного дважды, в разных форматах. Например, продублированного в “бумажном” и “электронном” виде.

Основной акцент при этом ставится на использование возможностей бизнес-аналитики, позволяющей, в частности, снимать и анализировать различные метрики бизнес-процесса обработки кредиторской задолженности в реальном режиме времени, а также на тесную интеграцию с системами ERP, например, с Microsoft Dynamics AX.

Похожий на вышеописанный, «конвергентный» подход к управлению всем многообразием корпоративных документов и сообщений, оформленных в разных форматах, реализован и в ряде других решений компании Kofax.

Интересно, что ею был зарегистрирован торговый знак Point of Origination (“место возникновения”), что, в какой-то мере, характеризует стремление разработчиков компании создать единую среду для корпоративных документов, отслеживаемых с момента их оформления и принятия в обработку.

ПО Kofax использует более 20 тыс. государственных и частных клиентов из финсектора, здравоохранения, отрасли аутсорсинга и др. Компания имеет около 800 авторизованных партнеров в более чем 75-и странах мира.

Top