ЭДО и EDI: вместе или порознь?

Рынки электронного документооборота (ЭДО) и обмена сообщениями (EDI) стремительно сближаются друг с другом. Тем не менее, говорить о том, что процесс конвергенции завершен еще рано. В качестве подтверждающих данный тезис примеров можно привести отраслевые внедрения EDI и ЭДО на базе решений компании “СКБ Контур”

Услуги факторинговой компании или банка-фактора бывают востребованы в тех случаях, когда получение финансирования клиентом такой компании не занимает слишком много времени. С другой стороны, фактор должен иметь для этого техническую возможность быстро и надежно фиксировать этапы движения товара по цепи поставок компании-клиента, получать и оперативно обрабатывать юридически-значимые документы, подтверждающие наличие выкупаемой дебиторской задолженности и пр. В зарубежной практике можно найти кейсы с созданием подобного рода комплексных ИС крупными банками, оказывающими услуги факторинга торговым компаниям. Примечательно то, что похожие проекты ведутся сегодня и в России.

Переход на электронный обмен документами ускоряет процесс взаимодействия отечественной факторинговой компании с заказчиком ее услуг, а также позволяет ей расширить сферу деятельности, привлекая клиентов из других, территориально отдаленных от центрального офиса компании регионов. Участие надлежаще уполномоченного провайдера в процессе обмена электронными документами, заверенными ЭП, придает им юридическую значимость, что снимает с фактора соответствующие риски.

В качестве примера внедрения можно привести использование системы обмена юридически-значимыми документами «Диадок» от СКБ Контур екатеринбургской факторинговой компанией «Кольцо Урала». Клиенты компании, в частности, могут (бесплатно для себя) предоставить ФК «Кольцо Урала» документы в виде скан-образов, заверенных электронной подписью, и получить финансирование в течение 2-х часов – сообщает СКБ Контур.

В то же время, проникновение технологий обмена электронной информацией в российский факторинг началось не так давно. Отрасль ритейла в этом плане можно сегодня назвать гораздо более технологически “продвинутой”. Оперативно прослеживать и контролировать движение товаров, во многих случаях, лучше не на уровне обмена сканами документов, а посредством EDI-сообщений.

Интересным примером совместного использования ЭДО и EDI является интеграция решения EDI.Контур и системы ЭДО «Диадок» с программной платформой RUN Retail 2010.

Работы по добавлению EDI-функционала в данную ИС компании «Ран-Ритейл» начались примерно год назад. В качестве основного партнера была выбрана компания Ecodoc, входящая в состав СКБ Контур. К примеру, весной этого года «Ран-Ритейл» был завершен проект по внедрению EDI для ТС «Дворцовый Ряд» (г.Ульяновск), что дает этой сети возможность сэкономить сумму порядка 0,2% оборота уже в первый год эксплуатации.

Особый акцент при внедрении нового программного продукта в сетях-заказчиках ставится на кратное увеличение скорости соответствующих бизнес-процессов, для чего, в частности, требуется интеграция ERP торговой компании с программной платформой, обеспечивающей электронный обмен. В настоящее время ведутся проекты, предусматривающие интеграцию с GESTORI, “S-MARKET”, а также планируются внедрения в базовый функционал SAP, Oracle, IBS Trade House и других.

Таким образом, вышеописанные примеры внедрений решений СКБ Контур, видимо, показывают то, что переход от ЭДО к EDI имеет для клиента существенное технологическое преимущество, благодаря “заложенной” в EDI-сообщения возможности последующей автоматической обработки системой типа ERP.

Отрасли, где процессы массовой комплексной автоматизации начались по срокам раньше, “тяготеют” сейчас к EDI самым естественным образом.

Применение ЭДО наряду с EDI, пожалуй, обусловлено тем, что придать юридическую значимость документам посредством ЭДО сегодня значительно проще. Процесс окончательной конвергенции EDI и ЭДО произойдет, скорее всего, только после доработки соответствующей нормативной базы, благодаря которой можно будет окончательно узаконить и уравнять в правах EDI и ЭДО.

Top