ЭДО: новая волна для большой страны

«Волна» электронного документооборота, основанного на EDI-технологиях, увлекает за собой все больше игроков рынка, желающих успеть раньше других получить прибыль с нового перспективного направления. Но что-то всем им явно сейчас мешает и очевидно недостает. Попробуем разобраться — что же именно.

Помимо EDI-провайдеров, волна ЭДО давно уже “накрыла” операторов по сдаче отчетности, таких как Контур, Такском, Тензор и др. Об участии в гонке за прибылью на новом для себя рынке заявили крупные ИТ-компании уровня Крока и Айтеко. Его обозначили Сбербанк, Альфа-банк и факторинговые компании. Наконец, были и есть специализирующиеся на одной только теме ЭДО ИТ-компании, пускай их пока не так уж и много.

Кого же избрать?

Такое многообразие проявлений интереса к новому, формирующемуся у нас на глазах рынку ЭДО/EDI не удивительно. Тому есть предпосылки. Ведь все вышеуказанные компании имеют высокий базовый уровень ИТ-культуры, наработали соответствующее программное обеспечение, обладают собственной ИТ-экспертизой. И, самое главное, заполучили клиентов, которых они хотят сохранить и приумножить, а также как-то стимулировать к дополнительной покупке работ и услуг за счет коросс-продаж.

Но как быть со всем этим рядовому, обычному клиенту, который захочет перейти на ЭДО? С кем ему лучше начинать проект, чтобы потом не пришлось ничего менять или, тем более, начинать заново?

Ведь практически у любой компании уже есть какие-то отношения со своими поставщиками и покупателями, с банками и финансовыми компаниями, с коммерческими ИТ-компаниями и различными аутсорсерами, с государственными органами и т.д. И почти везде, — во всех этих случаях, — бывает выгоден и целесообразен переход на электронный обмен. Пускай, пока, и чисто теоретически.

Если переходить на ЭДО, то делать это лучше всего разом, “целиком”, во всей полноте и объеме. Все остальные “промежуточные” варианты, как минимум, будут неудобными.

Череда вопросов

Попробуем взглянуть посмотреть на проблему глазами самого клиента. Где ему сегодня нужен юридически-значимый ЭДО? Прежде всего, на внешних коммуникационных каналах. По каким типам документов электронный документооборот нужен в первую очередь? В большинстве случаев — по первичным. Ведь на их основании компания формирует внешнюю отчетность и проводит финансовые расчеты через банк со своими основными контрагентами. То есть конечные потребители электронных юридически-значимых документов это сама компания, государство и банк.

Продолжим задавать подобные вопросы и искать на них ответы дальше.

Итак, где «живут» все эти документы? Исходящие — могут формироваться в ERP-системе или же в бухгалтерском программном обеспечении (речь при этом, довольно часто, заходит про линейку продуктов 1С). Входящие – также попадают в это же самое “бухгалтерское”, учетное ПО, которое в наши дни уже есть у любого клиента.

То есть, «бухгалтерское» ПО – именно то место, где все эти документы проверяют и хранят. Иначе говоря, это, как бы, и есть их основное место жительства. Поэтому было бы логично и удобно их оттуда забирать. И туда же доставлять на обработку, без промежуточного ручного ввода данных из документов. Причем клиент должен иметь возможность работать с документами сразу в своих привычных ИТ-системах.

Какой сотрудник в компании (потенциальном заказчике) формирует финальные первичные учетные документы и принимает их к учету? Ответ известен. Это бухгалтер. Именно на его рабочем месте находится точка входа и выхода сформированной, проверенной первички. Бухгалтер формирует отчетность для государственных органов. И он же проводит платежи через банк. Таким образом, именно бухгалтерия – основной пользователь ЭДО по факту.

Отлично, но не хорошо

Задав и ответив самим себе на все предыдущие вопросы перейдем теперь к главному: как было бы удобнее всего перейти на внешний электронный документооборот? Ответ напрашивается сам по себе. Нужно дать клиенту возможность позвонить или оформить заявку на сайте компании-интегратора, как-то обозначив при этом себя и свое «хочу». И это все.

Такую работу может легко проделать любой бухгалтер. И самое для него удобное – обратиться в уже знакомую фирму-интегратор или же компанию-аутсорсер, которая много лет сопровождает его бухгалтерское ПО.

Проблема лишь в том, что среди такого рода фирм практически нет EDI-операторов. Звонить, оставлять заявки или лично обращаться с данной просьбой сотруднику бухгалтерии особо не к кому. Даже если он уже все понял и в полной мере осознал.

Те операторы, которые уже есть сейчас, активно работают. И буквально задыхаются в интеграционных проектах. Ведь традиционного (в прошлом) web-портала сегодняшнему клиенту, получившему первоначальный опыт с EDI, уже явно недостаточно. Заказы на интеграцию сыпятся один за другим.

Причем такая интеграция обычно делается весьма специфическим образом, поскольку предполагает дальнейшее взаимодействие только с одним, — изначально проделавшим всю эту работу, — провайдером. Если же клиент вдруг захочет перейти к другому оператору, то ему придется с такой вот отличной (ото всех других) интеграцией начинать все сызнова.

Банк в роли EDI-оператора, — еще с меньшей вероятностью, — будет «облизывать» каждого (по его меркам — небольшого) клиента и реализовывать для него интеграционные проекты. Судите сами: много ли сегодня преднастроенных “банк-клиентов”, которые предполагали бы интеграцию с бухгалтерским ПО и при этом допускали работу сразу с несколькими банками? Таковые практически отсутствуют. При том, что каждый из них существует и развивается уже много лет. В сфере EDI и ЭДО все обстоит точно также.

«Новая волна» на рынке ЭДО

Таким образом, явно просматривается потребность в новом типе компаний – агрегаторах ЭДО, банковских, EDI- и гос-сервисов.

Такая компания-агрегатор должна будет, в первую очередь, поддерживать каналы обмена между различными EDI-провайдерами, государственными и кредитными учреждениями. Чем больше каналов электронного обмена будет доступно с ее помощью, тем прочнее будет положение такой компании на будущем рынке.

Для того, чтобы этот, — совершенно новый, — рынок возник, на нем сначала должен появиться еще один тип игроков – специализированные интеграторы. «Спец»-интегратор, в свою очередь, будет работать на стыке «ПО клиента – агрегатор». Он должен иметь высокую и глубокую экспертизу по тому или иному виду бухгалтерского ПО, а также понимать конкретную отрасль, с клиентами из которой он работает.

Заметим, что интегратором вполне может стать представитель малого или среднего бизнеса. Хотя таких фирм на рынке сегодня много, они, — в большинстве своем, — «выключены» из процесса внешнего ЭДО. Поэтому многие провайдеры и операторы пытаются все делать сами. И, в попытке удержаться на рынке, работают сегодня буквально «на разрыв». Несмотря на это рынок так и не получает востребованную «массовую» услугу, до которой он давно созрел. В то время как множество небольших ИТ-компаний бесплодно ищут себе перспективные занятия.

Что еще нужно для того, чтобы процесс с полным и бесповоротным «пришествием» ЭДО, наконец, сдвинулся с мертвой точки?

Нужно, чтобы (какой-нибудь) действительно крупный банк первым принял важное, “политическое” решение и открыл агрегаторам доступ к своим интерфейсам электронного взаимодействия с клиентами (желательно – ко всему бизнес-процессу, начиная с заключения договора банковского обслуживания и открытия счета). Сделав это по некой аналогии, допустим, с системами бронирования авиа-билетов, давно и успешно агрегирующих сотни авиакомпаний по всему миру.

Государство также должно разработать единый для ФНС, ПФ, Росстата и других подобных учреждений стандартизированный сервис для электронного взаимодействия с бизнесом и дать к нему доступ – хотя бы через API. Если вспомнить о других масштабных госпроектах, типа СМЭВ, то такой проект будет ничем не хуже и окажется ничуть не менее полезным.

Все эти мероприятия и решения сделают российский рынок еще более «рыночным», клиенто-ориентированным, сформируют инфраструктурный базис для развития российских ИТ-компаний и реального перехода бизнеса на электронные формы взаимодействия в сегменте B2B, а также — для обмена данными с банками и с государством. Что также повысит конкуренцию в банковском секторе и прозрачность всех финансовых операций.

Страна у нас, как известно, большая. И «накрыть» ее ЭДО c первого же раза пока явно не удалось. Поэтому этот рынок явно сейчас ждет прихода новой, «второй» волны. И будет ждать ее еще очень долго даже в том случае, если она так никогда на него и не нахлынет.

Алексей Тихонов

Top