Будущему заказчику услуг электронного обмена данными часто бывает сложно разобраться в фактическом качестве сервиса того или иного провайдера. Косвенным настораживающим признаком может послужить непропорционально большое место, отведенное на сайте и в рекламных материалах, общеизвестным темам. В ущерб изложению сути дела — перечислению совершенно конкретных уникальных потребительских и технологических особенностей, отличающего данного поставщика услуг ото всех прочих.
Три четверти материка Австралии занимают пустыни и полупустыни. Кроме того, Австралия входит в число стран с наивысшими показателями выброса в атмосферу углекислого газа в пересчете на душу населения.
Для того, чтобы иметь возможность проводить количественное сравнение, западные экологи придумали метод оценки, который назвали carbon footprint (“углеродный след”). Таким способом, например, оценивают, какое количество углерода (в составе углекислого или угарного газа и пр.) будет выброшено в атмосферу в результате выпуска очередной единицы того или иного продукта.
Классический пример – сопоставление аналогичных по потребительским свойствам отечественных и импортных изделий. Импортный товар надо сначала доставить до потребителя из-за границы. Значит, при прочих равных условиях, значение carbon footprint в случае с импортом окажется заведомо выше.
Дальше, что называется, дело техники изложения – нужно вспомнить о том, что деревья спасают всех нас от избытка углекислого газа. Но их вырубают, в частности, для того, чтобы печатать на бумаге счета-фактуры, каждая из которых оставляет в атмосфере свой «footprint«. Значит, следует призвать корпорации и потребителей к социально-ответственному поведению, которое найдет свое конкретное выражение во всеобщем переходе на e-invoicing и т.п.
В странах, расположенных на континентах, где леса мало, проблема со спасением деревьев стоит особенно остро. Ожидаемо, что именно они окажутся в лидерах массового перехода на электронные документы и будут всячески пропагандировать его — хотя бы из чисто экологических соображений.
Именно за этим занятием и застала в прошлом году австралийские банки некоммерческая “Two Sides Australia”, работающая под эгидой Two Sides Limited UK при поддержке местной ассоциации производителей бумаги Australian Paper Industry Association (APIA). И разослала им письмо, сообщающее о том, что финансовые организации не могут использовать “экологическую” аргументацию в рекламе, поощряющей их клиентов к e-invoicing, поскольку это нарушает местное законодательство о защите прав потребителей.
Ведь переход на электронные счета не означает, что частные потребители откажутся от идеи распечатывать документы на домашнем принтере. Кроме того, предоставление электронных сервисов подразумевает, в том числе, поддержание в рабочем состоянии серверного и активного сетевого оборудования. Что тоже накладывает свой отпечаток на экологию.
Если вы, допустим, привыкли отыскивать контакты нужных вам людей в интернете, то знайте, что каждое пользование поисковиком обходится нашей атмосфере в лишних 0,7 гр. углекислого газа. В то время, как одна визитная карточка “стоит” в углекислых единицах всего порядка 0,1 гр., причем — за все время ее использования.
В среднем, современный потребитель в совокупности потребляет за год 200 кг. бумаги, на изготовление которой требуется 500 кВт*ч электроэнергии. Примерно столько же нужно для того, чтобы один ПК проработал, не выключаясь, в течение полугода.
По результатам своего исследования, Two Sides Australia напечатала для банков буклет. И призвала их прекратить “зеленую” рекламу в пользу e-invoicing как неподтвержденную фактами. А также — как ставящую под угрозу благополучие 350 тыс. работающих в местной индустрии изготовления бумаги и пр.
Наверняка, по такому поводу, будет проводиться еще немало встреч с австралийскими СМИ и представителями банков, в ходе которых заседающие, в частности, «сожгут» немало электроэнергии.
Многим местным банкам, наверное, уже пришлось перепечатать заново свои рекламные брошюры про e-invoicing, убрав из них все, что может как-то ассоциироваться с деятельностью в духе Гринписа. Тем самым — гарантированно увеличив, в ходе процесса, carbon footprint. И, возможно, уменьшив число деревьев в и без того полупустынной Австралии.
Изо всей этой “зеленой” истории хочется извлечь рациональное зерно. Суть в том, что стандартный набор “экологической” аргументации в рекламе EDI-провайдеров давно не действует на клиентов в силу того, что уже повторялся в разных вариациях бессчетное число раз.
Кроме того, данный круг вопросов лучше, наверное, оставить профессиональным экологам, а своим клиентам — сообщить действительно что-то новое на тему EDI. Ведь при всем уважении к компаниям, занятых e-invoicing и пр., следует отметить, что спасение человечества в сферу их деятельности явно не входит. По некой аналогии с тем, что из того, что, — скажем, — с каждым выдохом австралийские кенгуру выделяют углекислый газ, вовсе не следует автоматически вывод о том, что дышать им нужно как можно реже. Или же — что они не нужны совсем.
Гораздо более злободневной является, например, тема о том, что e-invoicing становится в наши дни экономически целесообразен пока лишь на больших объемах. И выгоду от него получают, прямо сегодня, крупные корпоративные заказчики — вроде торговых сетей или банков. В то время как для небольших компаний и частных потребителей электронные счета часто не дают ничего, кроме лишней головной боли. И распечатывают они электронные документы не от хорошей жизни, а потому, что сервисы, нередко, оказываются для них попросту неудобными.
Если вести разговор с клиентом в духе социальной ответственности, то нужно вспомнить и о том, что новые деревья могут посадить и вырастить, например, лесники или компании, занимающиеся озеленением. А вот предоставить доступные для всех, экономичные и упрощающие жизнь инструменты для электронного обмена могут только те, кто профессионально занимается сегодня этой темой.
Деревьев на планете, в итоге, станет больше, если каждый будет качественно выполнять свою работу вместо того, чтобы заниматься тем, что за рубежом называют «greenwashing».
В борьбе за спасение леса от ненужной вырубки нет ничего плохого. Печальным это становится лишь тогда, когда социально важные темы маскируют недоделанность сервисов и подменяют собой корректное информирование клиентов по существу вопроса в рекламе услуг некоторых операторов электронного обмена.
Соревнуясь с лесничествами за число спасенных деревьев, даже самый захудалый провайдер будет сегодня смотреться стильно и современно. Гораздо труднее будет этого добиться, если речь пойдет о сравнении с действительно высокотехнологичными игроками на современном рынке EDI.