Вопрос о платформе, на базе которой предоставляются EDI-сервисы, возможно, станет главным вопросом, который будут задавать клиенты своим провайдерам в 2014 году.
По мнению Чарли Бернса (Charlie Burns), вице-президента Saugatuck Technology, — долгое время занимавшего ряд ключевых должностей в Gartner, — 2014 г. станет годом платформенных решений. Особое внимание привлекут те из них, которые предназначены для конкретных целей. Скажем, -облачные платформы для удовлетворения специфических потребностей той или иной отрасли. Или, допустим, — специализированные платформы для предоставления аналитических сервисов.
Понятно, что к их числу смело можно отнести платформы, используемые в качестве инфраструктуры при организации EDI. Отсюда следует то, что с новой силой станут вопросы их производительности и архитектуры, а также вопросы управления такими платформами. Которые простираются от чисто технологических тем и проблем до вопросов риск-менеджмента и комплаенса, традиционных пока, скорее, для банковского сектора.
Заметим, что про банки мы вспомнили здесь не случайно. Дело в том, что с пришествием массового e-invoicing и началом масштабных общеевропейских проектов по стандартизации финансовых транзакций, многим становится очевидным то, что надежно работающая сеть EDI-провайдера, в принципе, способна эффективно обслуживать даже весьма привередливый финсектор, в чем можно убедиться уже сегодня на примере SWIFT и пр.
Вопрос лишь в том, насколько действительно надежными, — на практике, а не в теории, — окажутся провайдерские платформы. Будут ли они пригодными для того, чтобы заказчики из финсектора и других отраслей, — без особых опасений, — начали доверять им все больше задач по организации электронного обмена?
Иными словами, вопросы о цене и функционале EDI-сервисов по-прежнему интересны. Но еще более интересен сегодня другой вопрос — можно ли всерьез положиться на конкретное решение от данного провайдера?
Если мы говорим про серьезные заказы, то без изучения возможностей его платформы тут уже никак не обойтись. Темы middleware и прочих аспектов организации провайдерской «кухни», — еще несколько лет назад надежно скрытые от посторонних, — постепенно становится вполне публичными. В частности, вопрос о том, есть ли у провайдера единая платформа или же он использует вместо нее набор разрозненных ИТ-решений — следует признать более чем уместным.
В пользу единой платформы решительно высказался , например, Поль Татам (Paul Tatam), управляющий директор Seeburger UK. Невозможно не заметить, что разговор на данную тему ведется им на несколько непривычном отечественному EDI языке, свойственном, скорее, универсальным облачным провайдерам и некоторым другим высокотехнологичным компаниям.
К примеру, аргументируя по поводу того, почему электронные сообщения не должны быть рассредоточены по разным транзакционным ИС, г-н Татам пользуется выражением “единая версия правды”. Оно характерно, наверное, для BI-разработчиков, но, пока, не для отечественных операторов электронного обмена.
Еще одна примета времени — это тема управляемых сервисов (managed services), о которых говорят сегодня не только ведущие телеком-провайдеры, но и крупные западные EDI-компании.
Таким образом, многим российским провайдерам в самое ближайшее время предстоит значительно расширить свой диапазон тем, которые они привыкли обсуждать с заказчиком. Разговоры на уровне подсчета ROI и ретроспективной оценки фактического уровня SLA, выдержанного провайдером за прошлый год, способны сейчас убедить перейти на EDI лишь, пожалуй, среднего размера российский бизнес.
Но не крупный международный банк или глобальную производственную корпорацию, которая захочет узнать об аутсорсере, от которого будет зависеть непрерывность бизнес-процессов, гораздо больше. Небольшого и недостаточно прозрачного местного провайдера в таких случаях, возможно, будет проще и дешевле купить, чем зазывать сервис, больше похожий на «кота в мешке»? Или, как вариант, создать дополнительное ИТ-подразделение и заняться непрофильным бизнесом по выстраиванию ЭОД в каждой новой стране, где начинаются деловые операции?
Тем не менее, понятно, что вопросы эти скорее риторические. И магистральный путь в будущее, на самом деле, лежит не через DIY, а через предоставление и совершенствование решений на базе надежных, проверенных облачных платформ теми провайдерскими компаниями, которые уже давно специализируются в области EDI. А также — через выстраивание взаимодействия между глобальными и локальными игроками рынка электронного обмена.