Кого сегодня интересует AP автоматизация

Деятельность, связанную с тем, что в США принято называть Accounts Payable (AP), в России выполняют сотрудники, работающие с кредиторской задолженностью. Новые тенденции в этой сфере осветил отчет компании  PayStream Advisors, опубликованный в начале этого года.

Примеры того, как давно известные ИТ-решения обретают второе дыхание в сегменте малого-среднего бизнеса, окружают нас сегодня повсюду. При этом, в качестве ключевого звена  в наши дни обычно выступают облачные технологии.

«Почему компании переходят на использование salesforce.com?» — спрашивает себя Гленн Донаван (Glenn Donovan), региональный директор компании Cordys (ставшей частью OpenText). Если вы знаете, что такое CRM, то вам наверняка известно и о том, что примерно все то же самое можно было реализовать еще 10-15 лет при помощи лучших на то время решений данного класса, предлагавшихся тогда Siebel и др.Причин сегодняшней популярности облачных решений типа salesforce.com можно назвать много. Но основными все же будут сокращение затрат и повышение удобства, привносимые облачной технологией — считает он.

Удобство за счет роста уровня автоматизации бизнес-процессов и разумная стоимость, даруемая нам облаками, открывают путь к широкому использованию самых разных ИТ-решений в сегменте малого среднего-бизнеса. СМБ-компании активно изучают и практически осваивают сегодня то, что раньше считалось прерогативой крупного бизнеса, относилось к классу enterprise.

Так, облачные сервисы способны сегодня снизить порог, отделяющий СМБ от практического применения e-invoicing и комплексной автоматизации бизнес-процессов, касающихся оплаты счетов и др. — считают в исследовательской компании PayStream Advisors, выпустившей в начале этого года  обзор Electronic Invoice Management (A Move to the Middle). Сравнительным исследованием были охвачены более  300 американских специалистов, работающих в департаментах закупок и кредиторской задолженности, курирующих Accounts Payable (AP). Исследуемые компании имели оборот от 250 млн. Таким образом, по американским меркам, многие их них можно отнести к категории среднего бизнеса, а точнее — к его «старшему», «верхнему» сегменту.

Очевидно, что проникновение «электронных» технологий в сегмент сравнительно небольших компаний особенно важно по ряду причин. Во-первых, рост этого показателя говорит о том, что то или иное ИТ-решение действительно перестало быть элитарным, превратилось в массовое. Немаловажным является и то, что крупные компании работают не только друг с другом, но и обращаются к «малым» подрядчикам. Неготовность последних к электронному обмену традиционно является сдерживающим фактором для всего рынка EDI. В наши дни подобное «проникновение» в СМБ также может служить косвенным индикатором того, что разрекламированные облачные технологии наконец достигли тех, небольших компаний, которым они могут быть наиболее полезны.

Заметим, что особенно остро все эти вопросы стоят у нас, в России. Понимание того, что такое электронный обмен данными, находится на столь низком уровне, что нередко можно наблюдать фактическую подмену понятий. Попросту отсканированный документ тут же громогласно объявляется электронным. А организации и ведомства считаются шагнувшими в электронное будущее по одной лишь только той причине, что в их офисах стало меньше бумажных документов. Идея о том, что хорош лишь только тот электронный документ, который пригоден для автоматической обработки, иногда безвозвратно теряется. Внедрение же более современных подходов и технологий часто откладывают на завтра, которое так почему-то и не наступает — что особенно справедливо, если мы говорим про средний-малый бизнес.

Несмотря на впечатляющие темпы распространения e-invoicing и EDI, более половины опрошенных американских компаний по-прежнему работают с бумагой.

Источник:  PayStream Advisors

Крупные компании традиционно считались основными потребителями решений для автоматизации AP. Однако у большого бизнеса есть и большая инерционность в отношении любых изменений.

Если компания СМБ уже находится на достаточно высоком уровне организационной зрелости и готовности к инновациям, то за технологиями сегодня дело не станет. И ей можно рискнуть шагнуть прямо в светлое облачно-электронное будущее, минуя промежуточные стадии и половинчатые решения.

СМБ-компании в США быстро догоняют лидеров рынка по части автоматизации процесса расчетов с контрагентами

Источник:  PayStream Advisors

Аналитики PayStream отметили тренд конвергенции, который, по их мнению, продолжит свое развитие в 2014 году. Речь идет об объединении разрозненных решений для AP в одно, комплексное.

Раньше использовались разные решения, устраняющие лишь часть общей проблемы с осуществлением платежей.Так, платежные карты позволяли произвести платеж немедленно, дабы не упустить предоставившуюся благоприятную возможность сделать выгодную покупку. Сканирование и распознование счетов, а также системы вроде BPM и EMC, помогали обработать «входящие» инвойсы. Сети для обмена электронными счетами-фактурами давали возможность получать их от поставщиков. “Сейчас, при помощи инструментов purchase-to-pay (P2P), предлагаемых компаний Coupa и мн. др., можно получить уже полный набор решений, который позволит компаниями гораздо быстрее двигаться вверх по кривой, условно отражающей их зрелость (в плане автоматизации процесса закупок и т.п.), — считает один из исследователей Генри Айджамс (Henry Ijams), управляющий директор PayStream Advisors.

Это значит, что вместо вопросов «Как я могу вам заплатить?» или «Когда срок оплаты?», сотрудники компании перейдут к более «продвинутым» и более аналитическим темам вроде: «А стоит ли вообще покупать это?» или, скажем, «Как мне получить скидку, заплатив быстрее?».

Тема человеческого фактора и использования ручного труда там, где он действительно нужен, стала одной из главных в интервью Генри Айджамса, опубликованном в блоге компании Coupa. Причем актуально все это не только для американцев.

Российское занятие под названием «выписка счетов-фактур» можно попытаться перевести на английский как routing invoices. Уже сегодня для подобной деятельности, от самого названия которой, кажется, веет рутиной, достаточно сложно найти исполнителей, которые будут заниматься ею внимательно, добросовестно, как говорится, «с огоньком». Что отражается на качестве этого бизнес-процесса и во весь рост ставит вопрос о человеческом факторе.Уже через 5 лет будет сложно найти людей, которые возьмутся за такую работу. Ушедшие на пенсию «специалисты» по правильному перекладыванию бумажек из одной папки в другую вряд найдут себе достойную смену в лице поколения, выросшего с айпедами и айфонами в руках. Которому такая постановка бизнес-процессов будет попросту непонятна.

Самыми болезненными при любой автоматизации являются вопросы — «Чем будет заниматься высвободившийся персонал?» и «Не попадет ли он под сокращение?». Дать на них верный ответ — это значит решить множество проблем, связанных с сопротивлением инновациям. Труд человека нужен там, где он добавляет ценность к производимому продукту — считают исследователи. И предрекают расцвет деятельности в рамках AP, связанной с аналитикой, где машина уже не сможет полноценно заменить человека.

Поле для аналитической деятельности в закупках сегодня можно назвать необъятным. Даже если вы хорошо изучили поставщика в плане надежности и качества, это не говорит о том, что столь же хорошо вам известен товар, который вы приобретаете. Убедиться в этом может каждый, кто, допустим, делает в доме ремонт и покупает встраиваемую технику всемирно известной фирмы, о которой, казалось бы, знают все. Попробуйте, скажем, отыскать в спецификациях детальное описание габаритов, особенностей подключения к коммуникациям, крепления и установки, позволяющие сформулировать четкие требования к строителям на этапе ремонта квартиры. И вы, начерно, поймете, о чем идет речь в отделах закупок компаний, занятых строительством и ремонтом помещений. С задачей анализа различных предложений поставщиков по такому множеству параметров не справится сегодня ни одна автоматическая система.

Подытоживая, остается добавить, что нам остается лишь порадоваться за большие и малые американские компании, интерес которых к автоматизации отделов закупок и кредиторской задолженности вновь заметно вырос, как это уже наблюдалось там в последний раз несколько лет назад — в 2011 году.

Top