Лондон: инфраструктурные последствия олимпиады

Олимпийские объекты в Сочи и уровень организации спортивного праздника впечатлили весь мир. Однако по части последующего использования созданной к олимпиаде инфраструктуры больше пока впечатляет город Лондон.

Завершилась Зимняя олимпиада в Сочи. К радости за наших спортсменов примешивается малая толика грусти. Так бывает почти всегда. Когда долго идешь к чему-то, потом достигаешь… и нужно уже срочно придумать что-то новое. Причем, не менее позитивное. Желательно — полезное.

Организовать подобное мероприятие, даже в государстве с высокоразвитой экономикой, непросто. И наша страна, с учетом всех обстоятельств, заслужила самую высокую оценку. По-хорошему, и ей тоже следовало бы выдать какую-нибудь еще, отдельную золотую медаль. Кстати, если вам нужно срочно связаться с незнакомым жителем зарубежья — пишите ему письмо прямо сейчас, не откладывая. И тогда он ответит максимально быстро.

Однако вернемся к теме. Главный вопрос сейчас, все же, в том, насколько действительно полезной в дальнейшем окажется для нас с вами «олимпийская» инфраструктура. Например, в той ее части, которая касается информатизации.

Как использовал свои олимпийские ИС Лондон? Там, по завершении летней Олимпиады 2012 года, продолжили работу по ряду «олимпийских» ИТ-проектов. Про один из которых мы, пожалуй, поговорим поподробнее.

Готовясь к приему спортивных игр, Лондон решил построить (а точнее — модернизировать) портально-облачный логистический сервис для горожан и, особенно, гостей столицы. Помогающий многочисленным туристам передвигаться по незнакомому городу. «Нулевая» стадия началась в 2007 г. с добавления к уже имеющемуся «транспортному» сайту нового, — по тем временам, — мобильного функционала. Первая версия нынешнего сайта «про лондонский транспорт» была запущена непосредственно к Олимпийским играм. Вторая – в этом году. Что же в итоге получилось?

Название сайта «Транспорт для Лондона» говорит само за себя 

transport4London

Источник: TfL

Сегодня каждый житель и гость Лондона имеет круглосуточную возможность построить оптимальный маршрут перемещения по городу. Сделав это с не только с домашнего компьютера, но и с любого мобильного устройства. Наилучшим образом задействовав при этом все доступные виды транспорта: метро, автобус, водные трамваи. Или даже велосипед.

Если, — не особо следя за точностью выражений, — все же, рискнуть воспользоваться логистической терминологией, то сайт TfL (Transport for London) ориентирован на «мультимодальные» перевозки. Только не надо при этом вспоминать про контейнеры — речь здесь, конечно же, не про них.

«Мультимодальная» лондонская карточка Oyster служит тем же целям, что и «мультитранспортный» московский билет «Тройка»

oyster

Фото: tfl.gov.uk

Отметим, что web-интерфейс портала сделан максимально простым и удобным для пользователей — с обратным отсчетом времени до прибытия очередного автобуса и хитрым планировщиком маршрутов с нетривиальными, — даже для старожилов, — пересадками с личного наземного на, допустим, общественный водный транспорт.

К вопросу юзабилити разработчики подошли фундаментально. Они провели десятки тестирований на фокус-группах, оставивших им после себя ворох испещренных карандашными пометками листков бумаги с изображением интерфейса. Естественно, предусмотрена автоматическая адаптация сайта под разрешение экрана пользовательского устройства.

С живописного, — но почти уже ненужного и, даже, в чем-то опасного по нынешним временам Flash, — «старый» транспортный сайт благополучно «пересел» на HTML5. Что, в частности, легко позволяет теперь поддерживать все виды операционных систем и предоставлять пользователям продвинутый «интерактив». Сторонние сервисы от Гугл и пр. повышают степень пользовательского комфорта и информационной насыщенности сайта приложениями.

Интересен тот факт, что открытый API позволил в сжатые сроки привлечь к проекту около 5 тыс. разработчиков прикладного ПО. Важным организационным решением стало принятие единого стандарта обмена данными между центральным сервером и системами управления всеми видами транспорта. Нетрудно догадаться, что без EDI тут обойтись было невозможно.

Именно нормализация данных и переход на унифицированные стандарты значительно продвинули вперед решение задачи построения единого онлайн-сервиса доступа к услугам городского транспорта, удешевили его последующее развитие и поддержку. Проект развивается дальше. Вскорости планируется, например, добавить функционал персонализации.

В ближайшем будущем разработчики планируют обеспечить возможность использования персонального токена, провести интеграцию сервиса с платежными системами. А также рассматривают запросы вендоров на интеграцию со спутниковыми навигационными сервисами и с автомобильными навигационными системами. Это поможет улучшить ситуацию с пробками в центре города, так как водители смогут планировать непрерывный маршрут с оставлением личного авто на парковке и мгновенной пересадкой на городской транспорт в целях экономии времени и денег. Подчеркнем особо, что все это достигается без применения карательных мер, основываясь исключительно на экономической выгоде, удобстве и здравом смысле.

Болельщики давно разъехались по домам, к себе на родину. Покинув гостеприимный и удобный для жизни город Лондон. Но и сегодня охват и количество пользователей сервиса поражает – это около 75% процентов лондонцев. И это 72 миллиона уникальных пользователей в год. Что, в данном случае, эквивалентно 1,2 миллиарда просмотров страниц. Впечатляет, не так ли? Олимпийский сайт незаметно стал частью повседневной жизни, прежде всего, самих лондонцев, поставщиком полезного контента для их мобильных устройств.

Мы тоже можем выключить, наконец, телевизор с соревнующимися лыжниками и завораживающими вращением фигуристами. И… пойти купить себе пошитую проворными китайцами майку с так, навсегда, и нераскрывшимся кольцом-снежинкой. В качестве забавного сувенира. Одев на себя который, можно потом отправится летом в Сочи, чтобы насладится там инженерными сооружениями, возведенными для зимней олимпиады.

Тем же кто захочет получить еще и удовлетворение от современной информационной инфраструктуры, пожалуй, лучше все же поехать за этим не в Сочи, а в Лондон. Если, конечно, в стране вдруг не грянет «пост-олимпийский» кризис, про который упорно вещают нам некоторые экономисты. Мы же выразим надежду, что его не будет. Ведь это уже будет, согласитесь, явный перебор.

Также мы будем не менее упорно верить в то, что и у нас в стране будут постепенно развиваться проекты, похожие на вышеописанный. И фраза «нас не догонят» приобретет еще один, ИТ-шный оттенок.

Top