EDI — нужен каждому, но помогает не всем

Очень похожие друг на друга призывы внедрить EDI раздаются сегодня во многих странах мира. Однако иногда бывает и так, что EDI уже внедрен, однако ожидаемого от этого «светлого будущего» так, почему-то, и не наступает.

Индекс Doing Business отражает условия для бизнеса, сложившиеся в том или ином государстве мира. По критерию, оценивающему «простоту» ведения бизнеса в стране (Ease of Doing Business Rank), Россия сейчас занимает  92-е место. То есть — находится где-то в середине общего списка, ближе к концу которого помещена Индия (134-е место) и Нигерия (147-е). Замыкает же его Чад, стоящий на последнем, 189-ом месте.

Обычно подобного рода рейтинги и рэнкинги составляются “кабинетным” способом — путем сопоставления нормативно-правовой документации, регламентирующей тот или иной аспект ведения хозяйственной деятельности. Поэтому, вместо того, чтобы зарываться с головой в чисто юридические дела, рассмотрим, лучше, конкретные примеры.

На отраслевых семинарах, которые организует совет нигерийских грузоотправителей Nigerian Shippers Council (NSC) совместно с профильными министерствами,  звучат хорошо знакомые многим российским ИТ-специалистам слова про необходимость устранения прямых личных контактов представителей бизнеса с таможенниками, ликвидации “лоскутной” автоматизации и введения процедуры “единого окна” для работы с документами, сопровождающими трансграничные операции. Аккомпанементом ко всему этому служат выступления представителей министерств на тему упрощения и повышения эффективности операций по экспорту нигерийской нефти.

Очень похожие слова уже, наверное, слышал каждый живущий в России. Однако только от того, что их произносят, дело с мертвой точки не сдвинется. Так что же нужно сделать конкретно? Скажем, в Нигерии?

Низкие позиции Нигерии в мировых деловых рейтингах приводят к вполне ощутимым последствиям. И выражаются конкретными миллиардами долларов, которые теряются ежегодно из-за неудовлетворительной работы портов, забитых под завязку грузами, людьми и автотранспортом.

Чтобы вернуть упускаемые и теряемые понапрасну деньги обратно в страну, представители местных отраслевых ассоциаций предлагают действовать в духе, вполне соответствующем тем принципам, которых, например, придерживаются сегодня океанские перевозчики, озаботившиеся разработкой собственных стандартов электронного обмена.

Нигерийские грузоотправители считают, что нужно ускорить подключение к EDI национальных портов, что позволит им реализовать функционал “электронных ворот” (electronic gate), ввести электронное декларирование, начать обмениваться электронными EDI-сообщениям с таможенными терминалами и т.д. Нигерийские эксперты ратуют сегодня за e-booking, e-shipping и e-payments. Надеясь, что все эти технологии позволят им уменьшить непроизводительные затраты на портовые операции.

EDI в порту неожиданно оказался очень нужен и для индийских мореплавателей из штата Гуджарат. Веками осуществлявших то, что сегодня принято называть экспортом, перевозя грузы на деревянных лодках в соседние страны. Вроде бы проблема, по чисто экономическим меркам, воспринимается как не особенно актуальная. Однако вспомним о том, что современный парусник способен принять на борт 1 тыс. тонн груза. А деревянная флотилия из нескольких сотен кораблей, потерявшая работу, способна создать серьезную проблему для экономики штата.

Похожие ситуации возникают довольно часто, когда дело заходит об организации совместной работы таможенников и перевозчиков. Отсутствие современных систем электронного обмена данными приводит к тому, что иностранные грузовые самолеты пока что, при малейшей на то возможности, “облетают” за три версты многие российские аэропорты, где им предстоит мучительная “бумажная” процедура растаможивания груза. А в международном аэропорте индийского города Мумбаи (Mumbai International Airport Private Limited, MIAL) пришли к выводу, что разобраться до конца в запутанной ситуации с таможенным досмотром посылок, поступающих из-за рубежа, — и перестать упускать прибыль, — им поможет лишь система EDI.

Понятно, что внедрение EDI стоит не так уж и дорого. Особенно, если сравнивать с теми деньгами, которые ежегодно теряются в нигерийских портах, индийских аэропортах или, скажем, на российской таможне. Однако на практике оказывается не все так просто. EDI может уже быть внедренным. А вот проблемы — остаются прежние.

В заключение, снова приведем “индийский” пример. В декабре 2013 года резко замедлился процесс возврата налоговых компенсаций экспортерам — вплоть до того, что индийские чиновники начали говорить о полной его остановке. Что произошло на общем благоприятном фоне роста экспорта ряда индийских товаров в другие страны.

Изъяны в работе государственных ИТ-систем негативно повлияли на производственные планы индийских предприятий, что отразилось на рынке занятости и т.д. Свято место пусто не бывает. И китайские конкуренты мгновенно начали заполнять образовавшиеся ниши. Негативные последствия для экономики Индии будут гораздо более значительными, чем сумма, которую экспортеры не получили вовремя.

Парадоксально, но EDI не помог как-то разрешить проблему даже там, где он был внедрен. Порт Raxual (основная перевалочная площадка для экспорта в Непал) формально объявил об использовании EDI-документов при оформлении вывоза товаров. Что не помешало работающей там таможенной службе продолжать требовать бумажные документы. Основной проблемой стало то, что таможенники отвергли возможность получать от банков в электронном виде документ BRC (Bank Realization Certificate), служащий подтверждением факта поступления экспортной выручки.

Также,  BRC дает право на получение всевозможных денежных компенсаций из бюджета. История получила свое продолжение в феврале этого года, когда было объявлено, что BRC в данных целях требовать от экспортеров не будут.

Если вернуться в начало статьи и взглянуть на международные рейтинги, то следует признать, что ситуация в РФ несколько лучше, чем в той же Индии или, скажем, в Нигерии. Может быть, осознание этого факта морально поддержит вас, когда при при прохождении нашего таможенного досмотра потребуется предъявить какой-нибудь бумажный документ в придачу к составленной по всем правилам электронной декларации.

Top