EDI помогает морякам догнать летчиков

Авиа-перевозчики давно осознали свою потребность в EDI-технологиях. Однако проникновение электронного обмена в сегменты пассажирских и грузовых перевозок идет сегодня разными темпами. Может быть поэтому, океанские перевозчики стали конкурентами для авиаторов, доставляющих грузы воздухом?

В 1960 году доставка международной посылки грузовым авиационным рейсом занимала целую неделю. Что изменилось спустя 50 лет? Практически ничего. Полный цикл транспортировки грузов авиатранспортом из точки отправления в пункт назначения, в среднем, займет сегодня все те же 6-7 дней. В начале марта IATA (International Air TransportAssociation) высказалась за то, чтобы сократить данный срок доставки на 2 дня к 2020 году. Компании экспресс-доставки вроде FedEx, UPS или DHL отличаются тем, что из бизнес-процесса у них исключены неторопливые процедуры передачи груза от одного экспедитора к другому. Соответственно, они оказывают серьезную конкуренцию грузовым авиа-перевозчикам везде, где бы они не начали работать. По сведениям IATA, каждая международная авиа-пересылка грузов все еще требует сегодня обработки порядка 30 бумажных документов. Чему не смогла пока существенно, — в мировом масштабе, — помочь, ведущаяся с 2006 г., технологическая инициатива «e-freight» по замене бумаги EDI-сообщениями.

Впрочем, ситуация может начать радикально меняться к лучшему уже со следующего года, когда авиа-накладные начнут уступать место электронным договоренностям между авиаперевозчиком и экспедитором, заключаемым путем EDI-обмена. В нынешнем же году IATA поставила более скромные цели. В первую очередь, нужно поднять уровень использования электронных счетов — с 12% до 22%. Дадут ли все эти меры нужный эффект – судите сами. Дело в том, что в числе своих конкурентов доставляющие грузы авиакомпании держат сейчас океанских перевозчиков. Их суда стали быстроходными, а скорость и надежность доставки груза кратно увеличились с тех пор, когда у авиа-доставки не было серьезных конкурентов среди всевозможных мореплавателей. В сочетании с низкими ценами, океанские перевозчики грузов стали теснить авиаторов на рынке, отбирая у них деньги. Заметим, что созданная с аналогичными IATA «отраслевыми» целями ассоциация океанских перевозчиков SAB недавно также объявила о разработке собственных EDI-стандартов.

Таким образом электронный обмен вышел сегодня на первые роли во многих логистических сегментах и отраслях, где базовые технологии шлифовались десятилетиями, а резервов для роста осталось не так уж и много. Можно осторожно предположить, что фактор наличия развитого EDI-обмена становится сегодня решающим на логистическом рынке. В данное предположение вписывается и то, что пассажирский сегмент давно осознал пользу от технологий электронного обмена и применил ее в целях предоставления сервисов онлайн-продаж авиа-билетов.

Переход гражданской авиации на электронные билеты произошел еще в конце 2000-х. Соответственно, мы видим, что пассажирский сегмент авиа-перевозок, динамично развивается. Представить себе конкретные ситуации, в которых авиакомпаниям, перевозящим пассажиров, конкуренцию оказывают, скажем, океанские перевозчики, тоже, конечно, можно, но достаточно сложно. Впрочем, недостатка конкурентов внутри данного сегмента нет: если сравнивать с тем же 1960 г., то стоимость авиа-перелета из Нью-Йорка в Лондон снизилась примерно в 10 раз, причем доступность услуг авиакомпаний продолжает расти.

Top