Розничная торговля и, в том числе, торговля одеждой, за последние 3-4 года демонстрировали устойчивый рост. Однако сейчас рост продаж в магазинах традиционных форматов замедлился. Начался спад. Чем может помочь EDI?
В последние годы появились и развились новые формы мобильной и интернет-торговли. Которые, безусловно, притягивают к себе все большее количество покупателей. Кроме того, сегодняшний покупатель стал более опытным, избирательным, требовательным, в т.ч. к формату обслуживания.
Fashion-индустрия в чем-то похожа на производство и продажу скоропортящихся продуктов. Вначале — всплеск продаж. Все что не успели продать за 2-3 недели — это, по сути, уже неликвиды. Становится очень важным сработать точно «в покупателя», под его запрос. Угадать мимолетные предпочтения и вкусы. Быстро найти товар на одном из множества складов оптовиков и переместить его туда, где он сейчас нужен. На помощь сегодня приходят мобильные приложения.
С помощью технологий, таких как WiFi, Near Field Communication (NFC) или Bluetooth, розничные продавцы могут «соединить» физические магазины с мобильником потребителя. Покупатель со смартфоном, перемещаясь по торговому залу магазина модной одежды, оставляет невидимые «следы». Можно узнать — у каких видов товаров он дольше задерживался, что в итоге приобрел и по какой цене.
Мобильное устройство выполняет роль «маячка». А ИС магазина аккумулирует данные о каждом конкретном покупателе и связывает их с номером мобильного телефона или кредитки, адресом электронной почты или аккаунтом в той или иной социальной сети.
Поле возможностей для анализа и использования такой информации ограничивается только фантазией тех, кто предлагает нам сегодня концепции магазинов будущего. В рамках которых, фактически автоматически выстраивается система лояльности, привязанная к мобильному устройству покупателя.
Кстати, подобные решения есть и у нас, в России. В мировом же масштабе постепенно растет роль комплексного подхода ко всем таким вопросам, в т.ч. в рамках т.н. omni-channel.
В развитых странах EDI присутствует сегодня на стыке каждого звена в цепочке поставок. Интересно, что эта цепочка сегодня все чаще строится в несколько необычном порядке: начиная от конечного покупателя, далее в магазин, на склад, к производителю и обратно. Необходимыми для ее нормального функционирования мастер-данными планирует сегодня обеспечить нас GS1 посредством TSD и др. Как только это случится, то интернет и мобильная коммерция и сервисы «замкнутся» на мастер-данные, взятые из сферы EDI. А аналитика в ритейле, наверняка, обретет свое второе дыхание.
Прелесть современных аналитических систем в том, что магазину/производителю не нужно ждать заказа. Ведь на основе анализа профиля клиента уже можно начинать формировать заказ-предложение. И «выкладывать» для этого виртуализированный товар прямиком на его мобильное устройство. Ближе, как говорится, уже некуда. Тот же подход применим для анонсирования поступлений новых товаров (или коллекций), драматических, волнующих прекрасный пол уценок типа «ликвидация», а также различных акций, в т.ч. скидочных. Футуристические разговоры в духе future store успели приесться.
Чего интересного предлагают ИТ-интеграторы и разработчики миру моды прямо сегодня? Решения компании Simparel Enterprise Solution обеспечивают прозрачность сквозных бизнес-процессов, контроль и взаимодействие путем объединения таких, — традиционно считавшихся независимыми, — ИС как системы управления жизненным циклом изделий (PLM ), снабжения и управления цепочками поставок (SCM), планирования производственных ресурсов (MRP), электронного обмена данными (EDI), управления складом (WMS) и других, объединяемых, в целях повышения производительности, в одну fashion-ориентированную систему бизнеса.
Как всегда, решения на базе SAP идут отдельной, ото всех прочих конкурентов, строкой. К примеру, одновременное внедрение интегратором Attune Consulting SAP AFS 6.5 и EDI позволило бренду Life is Good быстрее и точнее обрабатывать отгрузки более чем 30 торговым партнерам в разных странах мира. И т.д.
Таким образом EDI нас уже не только «кормит», обеспечивая и поддерживая весь процесс поставок пищевых товаров в торговые сети, но и «одевает» через наш смартфон. Он нужен сегодня ритейлу, в целом, и индустрии моды, в частности. С ним все ясно. Но только вот куда же дальше двинется развитие мобильных приложений? Останется ли место и время для того, чтобы побыть человеку самим собой? Пускай даже голодным. Пускай — раздетым. Ведь если так пойдет дальше, то мы можем вообще разучиться жить без мобильника.