Продажа электронных билетов на авиарейсы является одной из основных сфер применения EDI в отрасли пассажирских авиа-перевозок. Многие инновации сегодня базируются на том обстоятельстве, что отрасль массово перешла на продажу билетов в электронном виде еще в конце 2000-х.
Немаловажным аспектом является участие представителей разных стран в совместной работе по гармонизации отраслевого электронного обмена данными. К примеру, в деятельности рабочих групп совета IATA PADIS (Passenger and Airport Data Interchange Standards) принимает участие российская «Сирена-Трэвел», автоматизирующая дистрибуцию авиа-перевозок.
Совет PADIS, в частности, курирует ряд EDI-стандартов, в соответствии с которыми идет обмен данными о перемещении и обслуживании пассажиров. Круг вопросов, рассматриваемых на заседаниях его рабочих групп, вполне соответствует тому, чем обычно занимаются EDI-провайдеры, собравшиеся вместе. В прошлом ноябре, в частности, там обсуждали детали, касающиеся протоколов передачи, заполнения EMD(Electronic Miscellaneous Document), PNR (Passenger Name Record) и т.д. Впрочем, совместную работу операторов систем, подключение к функционалу которых идет через XML-шлюз, трудно себе представить организованной как-то по-другому.
Подобно ритейлу, вопросы, связанные с обработкой и защитой “больших данных”, а также применением мобильных технологий, постепенно выходят в сфере авиа-перевозок на первый план.
«Гражданская авиация практически повсеместно перешла на электронные билеты еще в 2007 г., и сейчас в режиме реального времени продается около 75% билетов, — это существенно выше, чем уровень онлайн-продаж в других отраслях» — констатируют эксперты АвиаПорт.Ru.
И, тем не менее, в гражданской авиации, несмотря на технологические достижения, информация о каждом конкретном пассажире, как правило, существует только ограниченное время, — как запись (PNR) в системе бронирования, — после чего бесследно исчезает, за исключением бонусных программ поощрения часто летающих пассажиров (frequent flyer). Согласно анализу SITA (швейцарская ИКТ-компания, специализирующаяся на авиа-отрасли – прим. M-EDI-A), в обычной авиакомпании имеется 25-30 различных баз данных, содержащих ту или иную информацию о пассажирах, причем многие из них работают только оперативно, т.е. после выполнения необходимой транзакции данные о пассажире стираются”.
К 2015 году использовать данные для персонализации пассажиров планируют 60% авиакомпаний, 59% намерены использовать информацию о перемещениях пассажиров, получаемую с помощью их смартфонов, и 53% собираются формировать профили пассажиров для хранения их покупательских предпочтений, так как за последнее десятилетие стоимость хранения и обработки данных радикально упала, а скорость обработки резко возросла.
Можно предположить, что продажа авиабилетов в электронном виде является важным аспектом совершенствования работы авиа-перевозчиков. Причем использование уже циркулирующих в системах электронных данных другими ИС – это одна из задач, стоящих на повестке дня.
Продажи электронных билетов на различные виды транспорта составляют почти пятую часть российского e-commerce. Это неудивительно, поскольку отрасль генерирует потоки данных, сопоставимые с ритейлом или логистикой. Более того, если вдуматься, то это, собственно, и есть логистика с ритейлом. Что становится особенно очевидным, когда мы абстрагируемся от технической стороны дела. Если же попытаться учесть и ее, то первое, что приходит на ум, это специфические услуги по техобслуживанию, на которые в отрасли ушло в прошлом году около 56 млрд. долл.
Вся совокупность операций в авиа-отрасли ежегодно порождает 160 тн. “исписанной” бумаги, циркулирующей между авиакомпаниями и пр. Посредством финансовой платформы Financial SIS (Simplified Interline Services) “авиационная” ассоциация IATA планирует уменьшить ежегодные затраты компаний в отрасли примерно на 1 млрд.: циркулирующие в системе, построенной вокруг SIS, сообщения можно будет в любой момент конвертировать в электронные инвойсы в стандарте IS-XML и прочие документы.
В “билетном” сегменте отечественного авиа-рынка остается немало сдерживающих факторов, одним из которых некоторые эксперты считают наличие нескольких, достаточно слабо связанных между собою технологических платформ для оформления авиабилетов — BSP (Billing & Settlement Plan) и ТКП (сокращение от “Транспортная Клиринговая Палата”).
Подключение к основным операторам по продаже электронных билетов требует присутствия в штате прошедших обучение по работе с той или иной системой сотрудников. В России постепенно формируется система профессиональной сертификации, которую мы видим, например, в развитых странах. Помимо провайдеров Galileo, Sabre, Amadeus, а также “Сирены” и прочих, на российский рынок время от времени пытаются выйти другие игроки. Новые возможности для которых открывают облачные технологии. В первую очередь, рынок сегодня количественно прирастает за счет сервисов самообслуживания, дающих возможность пассажирам заказать перелет, — а заодно и проживание с сопутствующими услугами, — через интернет или мобильные приложения. За счет наличия возможности подключения по EDI-протоколам к платформе того или иного провайдера, этот DIY-сегмент растет особенно быстро и постепенно “отбирает хлеб” у классических туристических агентств и операторов.
Отдельное место занимает на рынке сегмент провайдеров, обслуживающий, в первую очередь, корпоративных пользователейetix-service.ru
В пакет услуг для корпоративных клиентов все чаще входят дополнительные сервисы, вроде оцифровки документов и оформления командировочных. В качестве примера можно привести контракт компании Basware с подразделением Caverion Group Botnia Mill Service Oy подписанныйна 2014 год на сумму в 300 тыс. евро.