Региональные подразделения Сбербанка России раз от разу информировали общественность об успешном развитии EDI-проекта. Северо-Кавказскому банку Сбербанка России удалось при этом даже внести вклад в теорию. Он дал новое определение EDI. Самому же Сбербанку в целом удалось внести существенный вклад в дело построения системы обмена электронными счетам-фактурами и другими документами в нашей стране.
«EDI (Electronic Data Interchange – электронный обмен данными) — электронный обмен документами, не имеющими юридической значимости»- так считают в Северо-Кавказском подразделении Сбербанка.
Зам. председателя другого, Центрально-Черноземного банка ОАО «Сбербанк России» Александр Исаенко сообщил , что общее количество корпоративных клиентов банка, подключенных к системе электронного документооборота, составляет около 16 тыс. предприятий. При этом 620 из них большинство своих транзакций осуществляют с ее помощью. Это более чем в 2,5 раза больше установленных для Центрально-Черноземного банка ориентиров на 2013 год.
Подразделения Сбербанка рапортуют о проведении маркетинговых акций и коммерческих успехах один за другим. Характерным можно назвать при этом молчание самих клиентов – пользователей сервиса. Попробуем разобраться, в чем может быть причина?
Сервис e-invoicing встроен в банк-клиент СББОЛ. С одной стороны, это делает его доступным сразу всем пользователям СББОЛ. С другой стороны – он доступен не всем работающим в компании, а только сотрудникам бухгалтерии, допущенным к этой программе. Задача пересылать счета-фактуры и задача управлять расчетным счетом компании часто находятся в компетенции разных категорий сотрудников.
В системе предусмотрена функциональность создания дополнительных пользователей и даже маршрутов согласования документов между сотрудниками компании. Однако для этого нужно выполнить действия, подробно описанные на первых 50 страницах инструкции администратора. А затем выполнить еще 38 страниц настроек прав, справочников, маршрутов, типов используемых документов. Можно предположить, что вся настройка сервиса займет у обычного пользователя не один день. И без системного администратора ему вряд ли обойтись.
Процедура заведения аккаунта также весьма утомительна. При подключении к сервису клиент должен пройти трехступенчатую процедуру регистрации, — заполнить данные в СББОЛ, предоставить в банк ряд документов, снова войти в программу и завершить регистрацию.
В итоге клиент получит доступ к сервису. Но вот беда – своих контрагентов он там не увидит. Обмениваться, первое время, ему будет не с кем. Чтобы обмен с контрагентами стал возможен, нужно, чтобы они открыли счет в Сбербанке и проделали всю ту же самую процедуру регистрации. Захотят они этим заниматься или нет? Заранее это неизвестно.
Не очень удобным является и то, что клиентам Сбербанка нужно получать 2 разных сертификата ключа подписи. Один для работы с расчетным счетом, другой – для e-invoicing.
Пройдя все тернии подключения и настроек, клиенты получат удобный web-интерфейс с глубоко проработанной функциональностью и приятным дизайном. Чего пока не скажешь о самой процедуре. Ведь «набивать» там руками счета-фактуры – занятие далеко не самое приятное.
Особенно, почему-то, неприятно этим заниматься, если набиваемые вручную документы есть в электронном виде — в корпоративной ERP. Для этих целей предусмотрена интеграция, есть специально разработанное API. Но это отдельная задача, которая на несколько порядков сложнее всех перечисленных выше. Системный администратор компании может с нею не справится. Тогда придется привлекать сторонних интеграторов.
Намного более привлекательным выглядит произведенное Сбербанком встраивание в свой СББОЛ дополнительного сервиса по сдаче отчетности в ФНС и другие государственные структуры. Данная задача традиционно находится в компетенции бухгалтерии. Поэтому доступ к такому функционалу из СББОЛ для бухгалтера будет удобен и вполне логичен. А если к этому добавить низкую цену и приемлемое качество – успех обеспечен. Закономерно, что у СББОЛ уже около миллиона клиентов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Эта цифра впечатляет.
Сервис e-invoicing от Сбербанка в глазах не особо искушенного в компьютерных делах пользователя из бухгалтерии выглядит достаточно сложным. И, скажем так, несколько тяжеловесным. В то же время, первоначальные трудности вполне можно преодолеть, обратившись к ИТ-специалистам. Поэтому следует уже сейчас признать тот вклад, который Сбербанк внес не столько в теорию, сколько в практику формирования цивилизованного электронного обмена документами в нашей стране.
Алексей Тихонов